Созвездие Святой Руси

Архив: 

У апостола Павла есть такие слова: «Никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (1 Кор. 3, 11).
Вероятно, немного на свете народов и стран, которые могут сказать, что в основание их жизни положен камень истинной веры, не многие могут сказать, что основанием их жизни
служит Христос.
Русский народ может так сказать, потому что до крещения в Днепровской купели нашего народа не существовало. Существовали разрозненные и непрестанно враждующие между собой языческие славянские племена.


Князь Владимир и сам до крещения был язычник, можно даже сказать, что лютый, потому что боги язычников – бесы суть, а что может быть хорошего или доброго у поклоняющихся и служащих бесам? «По плодам их узнаете их», говорит Господь (см. Мф. 7, 16). Вот и плоды такой неистовой, греховной и страстной жизни, какой жили наши предки язычники, были соответствующими: безоглядное и самозабвенное служение «страстем и похотем».
Но всё-таки, думается, было нечто Божественное, некий огонёк сокровенный теплился в душе будущего князя ещё сызмальства. Во многом, думается, молитвами и усердием его благочестивой бабушки, память которой мы тоже недавно чтили, – святой равноапостольной княгини Ольги. Думается, именно она затеплила в душе будущего князя неугасимую лампаду,
привила ему стремление к иному, горнему миру, где торжествует Божественная правда, любовь, красота и свет.
Так что, когда настало время князю Владимиру избирать веру не только для себя, но и для своего народа, сердце его откликнулось на благую весть о высшей, Божественной красоте и радости, которую принесли из Константинополя посланные им гонцы. И тогда с князем Владимиром произошла та самая перемена ума и сердца, о которой говорил Господь: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное» (Мф. 4, 17). Пусть не сразу и под влиянием смиряющих обстоятельств, но князь принял крещение в Херсонесской купели.
И тогда уже воистину воссияла для него иная, обновлённая жизнь, и сам он просиял Божественным светом, так что сам народ стал, как известно, называть его Красным солнышком – за
его доброту, внимание к нуждам скорбящих и озлобленных, за его верность Христу и его заветам.
И как сам князь преобразился покаянием, а в Таинстве крещения родился для вечности, так и языческая Русь в Днепровской купели умерла со Христом и воскресла для новой, истинной жизни, так что стал расти и множиться тот особый, освящённый и посвящённый Богу народ, который мы зовём Святой Русью.
Скажут, да где же она – Святая Русь? Разве сейчас не ту же полуязыческую и грешную жизнь, что до крещения, ведёт наш народ? Нет, не ту.
Хоть и много у нас худого и горького, но Удерживающий, то есть Дух Святой, пронизывает ещё нашу общую народную жизнь и не даёт нам погибнуть до конца.
И сохраняем мы всё-таки начатки истинного, христианского познания – что именно есть добро и что есть зло.
И покаяние живёт в народе нашем и приносит свои плоды, может быть, не такие явственные и не в том масштабе, как хотелось бы. Но всё-таки жизнь народа Божьего продолжается водительством и молитвами наших святых.
А значит, Русь не пропала, значит, есть ещё у нас надежда на спасение и благодатную вечную жизнь. Только бы мы не забыли Бога до конца, а Он нас уж точно никогда не забудет, потому что ничто не может отлучить нас от любви Божией.
А Русью Святой мы зовём тех лучших русских людей, кто особенно потрудились в стяжании Духа Святого Божьего, в сознательном и деятельном стремлении достичь Царствия Небесного и единства с Богом в любви. Этих людей за более чем тысячелетнюю нашу историю собралось немало, так что целый сонм их сияет на небесах как некое созвездие Святой Руси. И они молятся, ходатайствуют за нас – их потомков, помогают нам без преткновения пройти этот краткий и тернистый путь земной жизни в приобщении Божественной благодати и достичь горнего Отечества, Царствия Божия.
Будем же помнить, что другого основания, кроме положенного, у нас нет. И весь смыл жизни Руси заключается в том, ради чего и князь Владимир крестился и предков наших крестил – в достижении единства с Богом.
А достигается оно не иначе как всецелым устремлением к Нему и жизнью по Его заповедям в Его Церкви. Что и именуется Православием.
Русь Святая, храни веру православную, в ней же тебе утверждение.
С праздником, дорогие друзья!

Священник
Димитрий ШИШКИН