Иеромонах Варлаам (Грушин) в молодости был инструктором по рукопашному бою. В середине 90-х он, по его словам, прибился к самарскому женскому Иверскому монастырю – был трудником, охранником. Здесь подготовился к поступлению семинарию, успешно её закончил, затем принял монашество.
В очередной раз мы встретились с ним в Богородичном мужском монастыре в селе Винновка Самарской области, где иеромонах Варлаам служит Господу. Зная мой «профиль», батюшка рассказал для читателей журнала несколько интересных историй.
«Только через мой труп»
В 2003 году в селе Винновка были начаты работы по восстановлению старинного храма в честь Казанской иконы Божией Матери. А ещё через два года правительство Самарской области приняло комплексный план по созданию в Винновке Свято-Богородичного Казанского мужского монастыря. Для этого предстояло передать в собственность Самарской епархии часть земельных участков, собственниками которых являлись жители Винновки.
Чтобы всё было по закону, в село приехали юристы, чиновники областной и районной администрации. Собственники и стареньких домиков-развалюх, и владельцы нескольких добротных домов, вникнув в ситуацию, сразу подняли цену на свою собственность. Начались переговоры купли-продажи.
«Брёвна, может, и гнилые, да сколько пота здесь пролито!» – звучало «на торгах».
В итоге в накладе не остался никто.
И за гнилые брёвна, и за пролитый пот правительство области заплатило сполна. Один из жителей на радостях даже заявил: «Я словно джекпот в лотерею сорвал!». Ему взамен сносимой развалюхи построили в той же Винновке добротный дом с подвалом.
Но оставался один домовладелец, который не соглашался ни на какие условия переселения. Он гордо заявил: «Только через мой труп!».
Возможно, это был противник Православия, который упорствовал из принципа, пусть даже себе в убыток. Когда он в очередной раз произнёс те же слова, было принято решение отгородиться от него высоким забором.
Но не пришлось. Внезапно 50-летний здоровый мужчина скончался. А вдова тут же согласилась продать дом с красной крышей за 6 миллионов рублей.
Иеромонах Варлаам (Грушин) в молодости был инструктором по рукопашному бою. В середине 90-х он, по его словам, прибился к самарскому женскому Иверскому монастырю – был трудником, охранником. Здесь подготовился к поступлению семинарию, успешно её закончил, затем принял монашество.
В очередной раз мы встретились с ним в Богородичном мужском монастыре в селе Винновка Самарской области, где иеромонах Варлаам служит Господу. Зная мой «профиль», батюшка рассказал для читателей журнала несколько интересных историй.
Один из старожилов села, наблюдая за «переселением народа», философски подвёл итог: «Кто что хотел, тот то и получил».
Дарвин был не прав
В 60-х годах прошлого века молодожёны Валентина и Евгений Марковы уехали из Куйбышева на Сахалин на заработки. Он устроился работать горным инженером, она – поваром в столовой рабочего посёлка.
Семья Марковых была необычной в том смысле, что Валентина Ивановна была глубоко верующей православной христианкой, а Евгений Александрович в Бога «категорически не верил» и об этом заявлял открыто. На Сахалине Марковы стали дружить с осетинской семьёй, которая исповедовала мусульманскую веру. В этой семье был мальчик восьми лет, ему разрешали находиться со взрослыми за одним столом во время праздничных застолий и чаепитий.
Перед едой Валентина Ивановна всегда вслух читала молитвы. Когда мальчик первый раз услышал незнакомые слова, он тихо спросил у мамы:
– Что сказала тётя Валя?
Мать объяснила:
– Сынок, мы, мусульмане, перед едой произносим слова: «Аллахумма, барик ля-на фи-хи ва ат ым – на хайран мин – ху!», а тётя Валя читает молитву христианскому Богу, но смысл наших молитв одинаков…
После еды женщины любили поговорить о духовном, обеих интересовало, насколько христианство и ислам схожи во взглядах на создание мира и человека. Обе соглашались с тем, что человека, конечно же, создал Бог.
Слушая разговоры женщин, Евгений Александрович однажды не выдержал и заявил:
– Вы обе ошибаетесь! Наука доказала, что человек произошёл от обезьяны.
И он кратко изложил теорию Дарвина о происхождении видов и человека.
Завязался спор…
Мальчик присутствовал при разговоре взрослых. Он не всё понимал из того, что они говорят, но ему очень хотелось, чтобы мама и тётя Валя победили в споре.
В конце горячей дискуссии раскрасневшийся Евгений Александрович категорично заявил:
– Я знаю совершенно точно, что я произошёл от обезьяны!
Расстроенная Валентина Ивановна всплеснула руками:
– Господи, помоги, образумь моего мужа!
И Бог помог.
Через какое-то время Валентина Ивановна пришла по какому-то делу к осетинским друзьям. Но дома оказался только мальчик.
– Когда мама придёт с работы, скажи ей, чтобы зашла ко мне, – сказала Валентина Ивановна.
Но мальчик не стал ждать, собрался и пошёл в парикмахерскую посёлка, где его мама работала мастером. Маму он нашёл не сразу – все три зала были полны народу. Но вскоре посетители парикмахерской стали невольными слушателями разговора мальчика и его мамы.
– Мама, к нам приходила тётя… Ну та, с которой ты дружишь, она просит, чтобы ты пришла к ней.
– Какая тётя, как её звать?
– Я забыл, как её звать… Они к нам часто приходят на праздники…
– Сынок, к нам многие приходят…
– Мама, да ты её хорошо знаешь… ты с ней часто чай пьёшь…
– Сынок, у нас много друзей, мы с папой со многими чай пьём. Как звать тётю?
– Мама, я забыл, но помнишь, как вы ещё спорили… и муж этой тёти громко доказывал, что он произошёл от обезьяны…
Все три зала парикмахерской грохнули от хохота. Смеялись долго.
Вскоре посёлок узнал, что горный инженер Евгений Марков произошёл от обезьяны. При встрече друзья и знакомые – кто с улыбкой, кто в шутку – напоминали Евгению Александровичу о его необычном происхождении, требовали подробностей родословной. Острословы даже сочинили анекдоты и смешные стишки, где Марков и обезьяна были главными персонажами.
Поначалу Евгений Александрович отшучивался, пытался что-то объяснить, потом стал сердиться – к теории Дарвина народ не проявлял никакого уважения. В конце концов он обиделся и стал сторониться людей. Но однажды к нему подошёл человек, который посоветовал ему найти и прочитать Библию, чтобы «разогнать туман в голове».
Библия нашлась у стариков-старожилов. Евгений Александрович вечером после работы включал настольную лампу и погружался в чтение.
…Эту историю мне поведала сама Валентина Ивановна Маркова. Она также рассказала, что, когда Евгений Александрович стал понемногу приходить к вере, на него начали нападать бесы – угрожали, требовали не молиться «Распятому».
Он же молился так: «Христос воскрес, и я воскрес!».
С Сахалина Евгений Александрович возвращался в Куйбышев глубоко верующим человеком. Вместе с супругой он до самой смерти ходил на богослужения в Покровский собор.
Счастливые слёзы
Эта история произошла в 70-е годы прошлого века.
Молодой священник иерей Анатолий Моторин получил указ правящего архиерея и отправился на сельский приход в глубинку Рязанской области.
К концу второй недели он уже неплохо знал своих немногочисленных прихожан. В основном это были пожилые люди, крепкие в вере, очень совестливые. Из их числа выделялась раба Божия Ксения – своей пламенной верой и великим смирением. У неё был парализованный муж – коммунист, ярый безбожник. Тридцать лет этот человек был недвижим, и все эти годы Ксения со слезами на глазах убеждала его соединиться с Православной Церковью и покаяться в грехах.
Василий, так звали мужа этой женщины, на все её слёзные просьбы-молитвы неизменно отвечал истошным криком:
«Чтобы духа поповского никогда в моём доме не было!»
– Батюшка, как же ему помочь? – с болью в голосе спрашивала отца Анатолия Ксения.
– Давайте молиться, молиться всем приходом… Господь милостив.
И вот они стали молиться.
Прошло время. Однажды, уже после службы, в храм вбежала взволнованная Ксения и с порога выкрикнула:
– Батюшка, радость-то какая! Муж вас зовёт, хочет исповедаться и причаститься.
Тут уже и отец Анатолий заволновался.
Взял запасные Дары и вместе с Ксенией поспешил к ней домой.
– Ой, хотя бы не передумал, – переживала по дороге Ксения.
Зашли в дом. А здесь уже собрались многочисленные родственники. Глядя на их радостно-напряжённые лица, я понял, что все они переживают за «блудного сына» и очень желают его возвращения в христианскую семью.
После того как Василий исповедался, я спросил его, хочет ли он причаститься Святых Христовых Тайн.
– Хочу, батюшка! – сказал он радостно и решительно.
Тогда отец Анатолий пригласил в комнату его жену Ксению и родственников.
После чтения соответствующих молитв я преподал Святые Дары Василию.
Как только старый коммунист проглотил Святые Дары, его лицо просияло.
В следующую секунду он оперся руками о постель, сделал усилие и начал… подниматься. А затем в полный голос запел «Отче наш».
Кто-то вскрикнул, кто-то заплакал…
Поднявшись на постели, он рывком откинул одеяло, медленно опустил ноги на пол. Тут к нему подбежали жена, ктото из родни. Поддерживая Василия с двух сторон, ему помогли встать на пол…
– Господи, слава Тебе! – радостно произнёс теперь уже бывший коммунист.
В доме началось ликование, восторг.
Заговорили все разом.
На стол постелили белую скатерть, зазвенели тарелки…
А Василий стал медленно обходить свой дом, притрагиваясь к дверям, столу, стульям. Его лицо светилось неземной радостью.
Умер он в тот же день поздно вечером.
Когда его отпевали в храме, на глазах Ксении и родственников были слёзы, но это были, наверное, счастливые слёзы.
«Пименом буду!»
Жительница Самары Валентина Ивановна Маркова приехала в гости к своим знакомым. В этой семье было двое детей: Кирюша трёх с половиной лет и Катенька пяти лет.
Взрослые поговорили о своих делах, а потом сели за стол чай пить. Кирюша побегал, поиграл, а потом к тёте Вале залез на колени. Валентина Ивановна погладила мальчика по голове и говорит:
– Кирюша, когда ты вырастешь большой, у тебя будут детки, а я, старенькая, буду твоих деток нянчить.
Кирюша удивлённо посмотрел на тётю, резко отстранился от неё и чётко произнёс:
– Что ты, Валя, какие дети! Я же Пименом буду!
Взрослые переглянулись, озадаченно посмотрели на малыша. А Валентина Ивановна как ни в чём не бывало продолжала:
– Тогда, Кирюша, я буду нянчить детей твоей сестрички Катеньки.
– А у Кати тоже детей не будет. Катя будет монашкой…
Через много лет я спросил Валентину Ивановну, как сложилась жизнь Кирюши и Кати.
– Кирюша служит иподиаконом у архиерея в соседней области, а Катя не замужем, очень богомольная…
Между прочим, имя Пимен – греческого происхождения и означает пастух, т.е. наставник.
Подготовил
Олег Иванович БЕДУЛА