Эта выставка проходит не в первый раз, на сей раз она более масштабная. В Манеже было представлено по меньшей мере 800 полотен – подготовительные рисунки, и большие панорамные картины, и небольшие пейзажи.
Мы видим разные жанры, в которых работает Василий Игоревич Нестеренко.
Он может писать всё, как художник Возрождения, и сам говорит, что, если человек получил хорошую академическую выучку, он может всё: пейзаж, портрет, а вершина мастерства – это большие монументальные исторические полотна.
Именно эти полотна составляют основу выставки.
Выставка называется «Мы русские – с нами Бог!» Это слова великого русского полководца Александра Васильевича Суворова. Он сказал их во время тяжелейшего перехода русской армии через Альпы. Когда армия была зажата в каменный мешок, на военном совете к офицерам он обратился с такими словами: «Помощи ждать теперь неоткуда, одна надежда только на Бога, другая на величайшую храбрость и высочайшее самоотвержение войск. Нам предстоят большие испытания, но мы русские и с нами Бог, спасите честь и достояние России». И им удалось невозможное – они не только перешли через Альпы, но и вырвались из западни и даже привели с собой военнопленных. Такие качества, как вера в Бога, сила, мужество, самоотверженность – это, наверное, лучшие качества русского человека, которые помогали ему в любые времена.
Первый цикл работ художника Нестеренко касался сирийской спецоперации. Картина «Письмо недругам России» написана в 2017 году, она входит в круг работ, посвящённых Сирии. Нестеренко много путешествовал, чтобы собрать материал. В какой-то момент своей творческой биографии он понял, что у него уже достаточно много полотен на историческую тему – и Куликовская битва, и Смутное время, Первая мировая война, итоги Второй мировой войны, но про состояние современной армии у него ещё ничего не было написано. Ему хотелось как художнику сказать своё слово. Получает разрешение, отправляется в Сирию, прибывает на военную базу. Замысел картины возник спонтанно.
Всем нам знакома композиция известной картины «Письмо запорожцев к турецкому султану» Ильи Ефимовича Репина. А теперь сами военнослужащие предложили художнику: «А давай ты напишешь что-нибудь подобное».
Он схватился за эту мысль, но поскольку интернета там нет, то всё по памяти, и композиционно он выстраивал изображение с намерением показать связь с этой картиной. Но ещё есть вторая картина – Юрия Непринцева, советского художника, он написал «Отдых после боя». «Жить без пищи можно сутки, можно больше, но порой на войне одной минутки не прожить без прибаутки, шутки самой немудрой», – слова Твардовского, лучше и не скажешь.
Именно поэтому художник изображает армию в такой весёлый момент, хотя момент был после боя. Действительно, был налёт, потом передышка для ребят.
И в этот момент их «поймал» художник. Здесь много перекличек: у лейтенанта за ухом вторая авторучка – у Репина второе перо у писаря; на картине Репина был волк – здесь волкодав. У художника множество таких перекличек – позы, развороты корпуса. Ему очень хотелось передать колорит, который дал Репин, но в условиях современной униформы этого не получилось, но зато получилось другое – он передал многонациональный характер русской армии: на одной заставе практически вся Россия – якут, ингуш, русский, белорус, даже украинец. Все вместе как единое воинское братство.
В Сирии также написан цикл из трёх картин – у них даже одинаковые рамы, обожжённые войной. Эти картины о древнем городе Пальмира, включённом в список культурного наследия ЮНЕСКО. Пальмира очень сильно пострадала в 2015 году от действий боевиков. Главное полотно в центре – «Возвращение к жизни». В город, разрушенный войной, возвращается молодая женщина с ребёнком. Написано: «Мин нет», но это совершенно ничего не значит, потому что художника предупреждали внимательно смотреть под ноги. Во взгляде молодой сирийки – и страх, и неуверенность, но есть в нём и надежда. Есть и недоверие, но это – их дом, и они возвращаются.
Напротив сирийского цикла находились работы, посвящённые спецоперации на Украине. На выставке представлено очень много картин, которые выставляются впервые, это результат
поездки художника в конце 2022 года на Украину. Здесь единственная в его творчестве картина без названия в траурной чёрной рамке. Картина говорит сама за себя…
Следующее большое полотно – «Защитница Новороссии». Как называет её художник – картина-памятник. Здесь нет детального портретного сходства в лицах – это обобщённый образ женского мужества. Картина «Помоги» – наверное, самая сложная картина. Потому что она говорит о человеке, который ещё маленьким пережил Вторую мировую войну и не думал, что военные действия вернутся на его Родину. Картина «Взыскание погибших» посвящена надежде.
Несмотря на то, что храм разрушен, уцелела фреска. Да, она пострадала, но уцелела. И «Взыскание погибших» – это тот образ, к которому обращаются в минуту фактически неминуемой смерти.
Но голубой фон, радуга дают надежду. В русском искусстве, в русской традиции было всегда обращение к Богоматери как к Заступнице. И художнику близко такое понимание.
Исторические полотна. «Клятва Дмитрия Пожарского», а самое большое произведение художника – «Избавление от Смуты». Изображён момент решающей битвы за Москву в 1612 году.
Русские успели на один день опередить поляков, которые везли подкрепление в Кремль. Поляки пришли со стороны Новодевичьего монастыря. 22 августа 1612 года состоялось первое сражение.
Князь Дмитрий Пожарский был опытным полководцем, он укрепился на рубежах, там, где сейчас станция метро «Кропоткинская» и «Арбатская», тогда это были Чертольский и Арбатские ворота Белого города. Кровопролитнейшее сражение длилось несколько часов. Поляков на момент подступа к Москве было 12 тысяч человек. Русских же примерно 7-8 тысяч. Польская армия была лучше экипирована. Сначала поляки теснят русских, но Минин, по преданию, берёт у Пожарского три сотни ратников, чтобы ворваться в бой, и ему удаётся переломить ход сражения.
Здесь художник говорит о том, что это не просто ратный подвиг, но важно ещё и покровительство святых. Образ Казанской Богоматери участвует во многих битвах вместе с русским воинством.
На картине мы видим – св. Димитрий Солунский, ниже свт. Николай Чудотворец, свв. Борис и Глеб, вмч. Георгий Победоносец, полковое знамя с изображением Спаса Нерукотворного, Сергий Радонежский, снова икона Казанской Богоматери и знамя Дмитрия Пожарского. Это единственное знамя, которое осталось с тех времён. Сейчас оно хранится в Оружейной палате Кремля.
Картина была написана Нестеренко в 2012 году, к 400-летнему юбилею избавления от Смуты.
Среди портретов самые запоминающиеся – портрет мамы и жены. У художника большая семья – четверо детей, старший заканчивает школу, ещё ждут пятого ребёнка. На картине изображена его жена Ольга с сыном Иваном. У полотна необычная форма – «тондо».
Мы привыкли, что картины, как правило, прямоугольные. А почему тут круглая? Потому что в XV–XVI веках такая форма была очень распространена во Флоренции для изображения Богоматери с Младенцем. Художник размышлял: «Почему итальянцы изображали Богоматерь как итальянку? Почему мы не можем изобразить Её как русскую женщину?» Здесь не совсем образ Девы Марии, но, когда мы видим женщину с ребёнком, всё равно именно так считываем подсознательно этот образ. Он так и называется: «Русская Мадонна».
В 2015–2016 гг. художник отправился на Афон, чтобы расписать храм в монастыре Старый Русик. Освящённый в 1920 году, он практически сто лет стоял нерасписанным внутри. Нестеренко вместе с командой пришлось сделать всю роспись.
Главный храм Вооружённых Сил. Вся концепция храма была разработана за два года. В.И. Нестеренко внёс свою большую лепту – четыре панно в четырёх приделах храма. Здесь самое крупное в мире изображение Спаса Нерукотворного – больше 19 метров. Храм Вооружённых Сил весь с воинской символикой. Изначально планировалось, что он будет посвящён только Великой Отечественной войне, но в дальнейшем концепцию расширили, и храм стал памятником всем воинам, которые когдалибо защищали нашу землю.
Панорамная картина «Мы русские – с нами Бог» написана В.И. Нестеренко про осаду Осовца. Сейчас руины этой крепости находятся на территории современной Польши, а тогда это была часть Российской империи. Идёт Первая мировая война, немцам нужно занять Осовец, потому что в 50 км находится транспортный узел Белосток, оттуда прямое движение на Москву. С сентября 1914 года её не могут взять.
Её осаждают, обстреливают. Держались настолько твёрдо, что даже командование не думало, что крепость устоит. И вот в августе 1915 года немцы решили применить газ. Этот газ тогда нельзя было просто распылять, нужно было дождаться попутного ветра. Десять дней они ждали попутного ветра, и рано утром в августе 1915 года враги запускают газ. Поражающая глубина этого газа 12 километров, ширина около двух километров. Те, кто были внизу в окопах, чуть-чуть в низинах, а также все растения и животные умерли сразу.
Погибло примерно 1600 защитников, но комендант крепости призвал оставшихся в живых хоть врукопашную, хоть со штыками, но сопротивляться и стоять до конца. Чаще всего называют цифру – 57 человек, но их было несколько больше, около сотни. Пострадавшие, но выжившие они бросились в бой с разных позиций. Вместо криков «ура» были хрипы, вместо обычных лиц – обожжённые хлором, зеленоватые. На немцев это произвело деморализующее впечатление, они были отброшены...
Выставки Василия Игоревича Нестеренко проходили по всему миру.
Ещё во время учёбы в институте была выставка в США, потом были Токио, Пекин, Прага, Париж, Ватикан. И везде творчество художника оказывало неизгладимое впечатление на зрителей.
В России – это Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Рязань, Ростов и ещё многие города нашей страны.
Предполагается, что сейчас после Москвы выставка отправится в Уфу.
Игумен
Кирилл (САХАРОВ)