Исполнилось сто лет со дня рождения (3 июня 1923 г. – 19 февраля 2017 г.) выдающегося русского учёного и мыслителя Игоря Ростиславовича Шафаревича. Он был большим другом «Русского Дома». Меня всегда поражала широта и глубина его воззрения, умение с математической точностью провести анализ того или иного явления. В 80-е, 90-е и нулевые годы уже XXI века слово «русский» было не то чтобы под запретом, а как бы синонимом понятий «красно-коричневый», «консерватор», «националист» или даже употреблялось в одной связке – «русский фашизм».
Такую идеологию активно пропагандировал правящий слой через СМИ. Предлагалось вообще убрать слово «русский» и заменить на «россиянин». На обломках великой империи возникли псевдогосударства, руководимые честолюбивыми карликами, в которых русские становились гражданами с ограниченными правами, русские школы закрывались, русский язык вытеснялся из обихода, с кириллицы переходили на латиницу, проводилась насильственная дерусификация.
О ситуации в самой Российской Федерации исчерпывающе сказал тогда великий русский писатель Валентин Григорьевич Распутин на IX Всемирном Русском Народном Соборе (2005): «...Сегодня мы живём в оккупированной стране, в этом не может быть никакого сомнения... Что такое оккупация? Это устройство чужого порядка на занятой противником территории. Отвечает ли нынешнее положение России этому условию? Ещё как! Чужие способы управления и хозяйствования, вывоз национальных богатств, коренное население на положении людей третьего сорта, чужая культура и чужое образование, чужие песни и нравы, чужие законы и праздники, чужие голоса в средствах информации, чужая любовь и чужая архитектура городов и посёлков – всё почти чужое, и если что позволяется своё,
то в скудных нормах оккупационного режима. Чужое настоящее... и что же? – чужое будущее? Но чужое будущее – это уже окончательно победившее, из оккупационного превратившееся в оседлое и хозяйское своё. Вот такая перед нами перспектива, если наше сопротивление останется столь же вялым и разрозненным...».
Такой была наша страна. Но в 2014 году Русская весна распахнула окна русского дома – России. Информационная блокада прорвалась. Лейтмотивом Русской весны стал рост национального самосознания и самовыражения русских не только на Украине, но и в Российской Федерации. Крым – это Россия! Новороссия – это Россия! Малороссия – это Россия! Это не просто новые территории. Это исторические русские земли, политые кровью и потом наших предков. Там живут такие же люди, как мы. Они – это часть нас. И чтобы в этом уверовались все – и на Западе, и на Востоке, – нам нужна окончательная и полная победа на Украине. Тогда и начнётся мирный процесс.
Казалось бы, национальные силы начали одерживать верх над антинациональными. И хотя правящий слой России перестал быть откровенно антирусским, но, как верно заметил публицист Игорь Шишкин, и прорусским он не стал.
Сегодня, когда я слушаю сводки с фронтов СВО, заявления официальных лиц, рассуждения о тактике и стратегии в достижении целей военной операции и наблюдаю, как то появляется, то исчезает тема Русского мира, русскости, – мне вспоминаются слова Игоря Ростиславовича Шафаревича: «Власть вынуждена обращаться к русским национальным чувствам, к пассионарности, заложенной в генах русского народа. Власть заинтересована в том, чтобы выглядеть русской, но чтобы это достигалось ценой минимального числа реальных действий и максимального числа красивых слов».
Красивых слов сегодня произнесено и произносится, как говорится, «выше крыши». Ведущие и участники многочисленных ток-шоу стараются перещеголять друг друга в затейливом словоблудстве. Они вспоминают и тех, кто сбежал, и тех, кто остался, достаётся и западным политикам, и нашим власть имущим, но никто из них, даже коллеги-учёные, не вспомнили о столетии рождения этого великого человека.
Игорь Ростиславович Шафаревич обладал редчайшими математическими способностями: в 17 лет закончил мехмат МГУ, в 19 – кандидат наук, в 23 – доктор математических наук, в 36 – член-корреспондент, академик, один из самых крупных математиков мира. В 2003 году вышел в знак протеста против агрессии в Ираке из академии наук США. Смелый общественный деятель – диссидент, друг
Солженицына и Льва Гумилёва, один из главных идеологов русского пути, он прогремел на весь мир не только своими математическими знаниями, но и теорией «малого народа» как меньшинства, навязывающего себя большинству в качестве элиты и социального посредника. «Малый народ» убеждён в своей избранности. Духовные корни нации, традиционное государственное устройство и уклад ему враждебны и ненавистны. Народ для него лишь плохой «материал», который годится лишь для использования.
Работой «Русофобия», посвящённой русскому национальному сознанию и его врагам, он доказал, что не только западное общество проникнуто русофобией, но и на политическом поле России действуют силы, для которых одним из главных побудительных мотивов является не только нажива, но и ненависть к русскому народу, русской культуре и государственности. Русофобы считают, что мы такой большой и богатой страны не заслуживаем.
Советская и российская власти относились к Игорю Ростиславовичу Шафаревичу как к «головной боли». Он был одним из немногих, кто осмеливался возвысить свой голос против этой, казалось бы, необоримой силы. Любовь к Истине отличала всю его жизнь, всё его творчество, все его поступки и дела.