«Впоследний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей», – слышим мы это Евангелие за литургией праздника Пятидесятницы. Этот зов Христа, обращённый ко всему человечеству, будет звучать через все века до конца времён. Кто услышит голос Его, тот будет жить. Ныне время благоприятное. Кто алчет и жаждет правды, кто ищет вечного блаженства, пусть приходит ко Христу, источнику воды живой, и пьёт.
«Кто верует в Меня, – говорит Христос, – у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой». Снова и снова Христос употребляет этот образ воды живой. Вода живая на языке Священного Писания – это текучая вода, переливающаяся через край и исполненная непрерывной новизны. «Вода, которую Я дам, – сказал Он самарянке, – будет источником, текущим в жизнь вечную» (Ин. 4, 14). Вода – это то, без чего человек не может жить, и Христос – это то, без чего человек не может жить и не имеет мужества умереть.
Израиль пил из камня, Который шёл с ним по пустыне. «Камень же был Христос», – говорит Апостол. А верующие во Христа пьют из камня, Который – в них. Пребывая в нас, Христос утоляет не только нашу жажду среди духовной пустыни этого мира, но даёт нам безконечное вечное утешение. Кто принял в сердце своём правду Христову и благодать Его, тот не сможет скрыть их. Правда Христова и благодать будут свидетельствовать о себе. Святость Христова, которой глубинами своими приобщается христианин, непременно обнаружится в святости его жизни. Она будет изливаться на других. Подлинно добрый человек, причастник Христова добра, – общее достояние всего рода человеческого.
Но мы должны помнить всегда, какой ценой обретается этот дар. В час распятия Христова, когда один из воинов копьём пронзит Ему рёбра, тотчас истекут кровь и вода. Совершится рождение Церкви с её главными таинствами – крещением и евхаристией. И Даром Духа Святого. И сейчас Господь говорит о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо «не было ещё на Его учениках Духа Святаго». Если сравнить ясность боговедения и силу благодати учеников Христовых после Пятидесятницы с их помрачённостью и немощью до этого, станет понятно, в каком смысле сказано: «ещё не было на учениках Его Духа Святаго». Первые начатки Духа они приняли от Христа сразу, но время полноты созревания жатвы ещё не пришло. Дух Святой ещё не был дан им в реках воды живой, которые напоят всю землю. «Духа Святаго не было на них, потому что Христос ещё не был прославлен». Смерть Господа на Кресте называется Его прославлением, потому что Крестом Своим Он победил диавола и смерть. Дар Духа Святого, который изливается сейчас на Церковь Христову, куплен Его кровью.
Пятидесятницы не было бы без Голгофы. Потребуется жизнь и смерть Христовы, чтобы открылись реки воды живой для рода человеческого. Когда Христос был на земле, не было ещё такой нужды в Духе Святом, какая явилась по Его отшествии. Хотя Дух Святой ещё не был дан ученикам, но они приняли обетование Духа. И мы, когда мы ждём исполнения обещаний Господних, должны жить несомненной надеждой, что это нам будет дано.
Только тогда, когда люди познали Иисуса Христа, они понастоящему познали Духа Святого. И до этого сила Его действовала в пророках и угодниках Божиих, но только в Пятидесятницу Дух Святой явился как Личность, как Ипостась Пресвятой Троицы. Отныне Дух Святой даёт постоянное присутствие с нами воскресшего Христа. И молитва Царю Небесному, как и молитва Господня «Отче наш», становится нашей постоянной молитвой.
И мы слышим далее, как от этих слов Христовых происходит разделение в народе. Думаете ли вы, что Христос принёс мир? Нет, проповедь Евангелия становится разделением, потому что одни собираются вокруг Христа, а другие – против Него.
И о имени Его разгораются ожесточённые споры, как будто ради этого Он пришёл к людям, а не для того, чтобы дать им истину, любовь и радость. Хотя сладчайшее слово Христово исполнено Святого Духа, находятся такие, кто хочет схватить и убить Христа.
И вот посланные взять Его возвращаются без Него, потому что никогда в своей жизни они не слышали, чтобы кто говорил, как этот Человек. Поистине, слушать Господа не может быть ни с чем сравнимо. Однако фарисеи, кичась своей книжной учёностью, с презрением смотрят на простой народ, открывающий свои сердца Господу. Что может быть ужасней, чем когда кто-то считает себя слишком умным и добрым, чтобы нуждаться во Христе? Но, увы, такое ослепление бывает нередко. И мы видим Никодима, приходившего ночью ко Христу, который делает сейчас робкую попытку заступиться за Господа. Он пришёл тогда ночью – из страха быть увиденным, и теперь, взывая к суду по закону, он ещё не делает решительного выбора.
Но придёт время, когда он увидит распятого Христа и открыто исповедует себя Его учеником. Мы знаем, что многие христиане, по природе своей не отличающиеся смелостью, обретали в опасных обстоятельствах несокрушимое мужество благодатью Духа Святого. Никому из нас не избежать испытаний, когда мы должны будем показать, действительно ли мы преданы Христу до конца или предпочитаем безопасную полуправду.
Это стояние за Господа может дорого стоить нам, но непреложно слово Христово о том, что Он исповедует пред Отцом Небесным всякого, кто исповедует Его на земле, и отвергается пред Отцом Небесным всякого, кто отвергнется Его на земле.
Верность Христу может означать Крест, но только этой верностью наш крест соединяется с Крестом Христовым, которым прииде радость всему миру – благодать Пятидесятницы.
Протоиерей
Александр ШАРГУНОВ