В бой идут старики

Архив: 

В частях российской армии, участвующих в специальной военной операции на Украине, значительное число бойцов составляют ветераны боевых действий.
В большинстве своём они – добровольцы, но есть и мобилизованные. Их отличает высокий профессионализм, способность легко переносить тяготы окопной жизни, стойкость и мужество в бою.

«Бьёмся с нацистами»

«С 2014 года через горнило войны с украинскими нацистами прошло больше 200 воинов-афганцев Донецкой республики, – рассказывает полковник в отставке Анатолий Соснов, председатель совета ветеранов Афганистана Куйбышевского района Донецка. – Воины-интернационалисты в числе первых встали на защиту нашего края. Когда началась специальная военная операция, мы продолжили биться с врагом: кто на передовой, кто в тылу – в силу возраста и нездоровья. Были у нас и погибшие…
Александр Иванович Ротмистров погиб в 2015 году. Воевал командиром расчёта 120-мм миномёта. В бою уничтожил три артиллерийских расчёта нацистов.
Он и сына Серёгу с собой взял. Сергей в бою получил шесть ранений, было несколько операций. Выжил. Теперь воюет под Купянском. Остальные воины-афганцы трудятся в тылу – обеспечивают передний край наших бойцов боеприпасами, продовольствием, вещевым имуществом».
Рассказ Анатолия Соснова продолжил Эдуард Костик, председатель совета ветеранов Афганистана Киевского района Донецка:
«Афганцы-ветераны, у кого позволяло здоровье, все встали на защиту Родины. В то время к нам приехал воинафганец Славик Работа из Одесской области. Сейчас он служит в 100-й бригаде. Служит очень хорошо. А ещё приехал ветеран-афганец из Молдавии. Другие ветераны боевых действий занимаются гуманитаркой, консультируют бойцов и оказывают другую посильную помощь».

«В порядке исключения»

– К нам, в Нукутский район Иркутской области, пришёл первый груз 200, – рассказывает ветеран боевых действий Сергей Хубраков.
– В гробу – молодой парень, который вырос у меня на глазах, Лёша Шанаров. И вот он погиб… Конечно, я не мог пройти мимо этой беды. Районный военкомат мне вначале отказал.
Сказали, что в 63 года там делать нечего, но я не успокоился, ведь у меня и здоровье в порядке, и боевой опыт имеется.
Поехал в Иркутск, пошёл в областной комиссариат. Там со мной даже не спорили. Увидели боевой настрой и заключили контракт – в порядке исключения.
Потом отправили в учебку на 10 дней. В учебке увидел, как много желающих отправиться на фронт. Я уезжал с шестым отрядом. В каждом отряде по 600 человек. Это фактически батальон. После нас был сформирован 15-й отряд, а затем и 16-й.
В этих отрядах – ветераны боевых действий, вэдэвэшники, отслужившие в армии мужчины. Возраст добровольцев в основном до 60 лет. Берут и старше, но редко.
Сын Владимир, перед тем как я уехал, надел на меня свой нательный крестик. Несмотря на то, что мы буряты, он давно ходит в православную церковь у нас в посёлке. Тогда Вова сказал, что крест будет меня охранять. И взял с меня обещание, что если я вернусь живым, то обязательно приму крещение. Конечно, обещание выполню, ведь Бог меня действительно уберёг от гибели. Только вот ранение ноги получил в бою».

«Я хоть и старый…»

«…Вначале я обратился в военкомат в Казани – мне ответили, что я старый, не взяли, – рассказывает Айрат Сабиров, предприниматель. – А мне всего-то 53 года. Я доказывал, что хоть и старый, но многим молодым могу дать фору. Говорил офицерам-военкоматчикам, что в прошлом году на Эльбрус забирался. Надо, говорил им, человека реально оценивать, а не формально. Но бюрократические препоны оказались сильнее моих аргументов – не пропустили.
Потом товарищ мне подсказал: «Поезжай в Грозный, там помогут».
И я поехал. В Грозном работу с добровольцами возглавлял чеченский командир Бекхан. Быстро восстановил свои армейские навыки. Обучают там хорошо. А затем – на передовую. И я оказался в тех местах, где мой дед воевал в Великую Отечественную.
Вместе с чеченскими отрядами был «на передке». С нами воевали ветераны боевых действий, которые прошли по две-три войны: «вагнеровцы», ребята из ОМОНа, спецназа, те, кто участвовал в чеченских кампаниях.
У нас вместе с отцами воевали их сыновья. Помню, что у отцов были позывные – Монах и Послушник. А ещё мулла был вместе с нами. Это надёжное фронтовое братство, где знают приёмы противника и думают друг о друге.
Должен также сказать, что обсуждали мы и вопросы религии. Но такие разговоры всегда заканчивались словами:
«Ты брат!»
Деньги, что мне платили, отдавал в мечеть. Так многие поступали. Чеченцы, когда освобождали населённый пункт, скупали весь базар и раздавали местным жителям продукты.
Одно время мы вели непрерывные бои. И вот однажды к нам приехал генерал и спросил: кто не хочет больше оставаться «на передке»? Так из трёхсот человек только один шагнул вперед. Контрактники и ветераны боевых действий – мы вместе были – это серьёзные, адекватные мужчины, просто железные парни.
Должен сказать, сейчас снаряжение, одежда, оружие – всё другое. Бронежилеты легче, разгрузки удобнее, чем были, когда я в армии служил. А автоматы у нас были 7,62- миллиметровые, а сейчас 5,45 миллиметра, облегчённые.
И ещё скажу: у нас самое лучшее оружие. Но лучше, если бы его было ещё больше. Надо использовать по максимуму наши тяжёлые огнемётные системы «Солнцепёк» и «Буратино». Да, они страшные! Но иначе вэсэушников из бункеров не выкурить…
В составе российских подразделений я освобождал Мариуполь, потом были тяжелейшие бои за Попасную. После контузии отправили в госпиталь, прошёл курс реабилитации. Готовлюсь снова встать в строй.

Доброволец Крог

На Авдеевском направлении воюет самый возрастной ветеран-афганец с позывным Крог. Ему в этом году исполнилось 69 лет. Добровольцу пришлось приложить немало усилий, чтобы попасть на фронт.
«Я решил воевать за Донбасс. Это обдуманное решение. Я трезво оцениваю свои силы и возможности. У меня богатый боевой опыт, я служил в разведке, многое знаю и умею. При этом я поддерживаю хорошую физическую форму, занимаюсь спортом, подводным плаванием, работаю на руководящей должности.
Мою кандидатуру отклоняли по единственной причине: возраст. Но я не отступал и в конце концов сумел попасть добровольцем в состав тактической группы.
Должен сказать, таких, как я, возрастных афганцев, рвущихся на фронт, очень много», – рассказывает ветеран.
Дома у пожилого самарца остались четверо детей и пятеро внуков. Два сына, кстати, тоже участники боевых действий. Они, как и отец, имеют боевые награды. Сыновья хотели отправиться вместе с отцом, но их не взяли, пообещав вызвать позднее.
Позднее они действительно «прорвались» к линии фронта. Вот только мы не знаем, встретились ли они с отцом…
Где-то рядом с Крогом воюет командир штурмового взвода Владимир Литовко, которому 60 лет. Его позывной соответствует возрасту – Дед. Он родом из Челябинска, защищал Донбасс ещё в 2015 году. И вот снова отправился на помощь жителям Донбасса в составе батальона БАРС-4.
Для тех, кто не знает: БАРС расшифровывается как Боевой армейский резерв страны. В такие батальоны Минобороны набирает гражданских, находящихся в запасе.
Именно из таких ветеранов боевых действий было сформировано подразделение на базе Томской региональной организации Российского Союза ветеранов Афганистана. Руководитель этой организации Михаил Колмаков сообщил: «У нас в области сотни ветеранов боевых действий. С началом СВО многие уехали в Донбасс. Часть уже вернулись. К сожалению, есть среди них раненые.
Многие ветераны за проявленное мужество и героизм получили государственные награды».

Сражаются отец, сын, внук

Постоять за Отечество, уничтожить украинский фашизм сейчас стремятся «и стар и млад».
Об этом говорил заместитель председателя Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство» Геннадий Шорохов на встрече воинов-интернационалистов в Кремле 16 февраля 2023 года: «Я встретил здесь своих друзей, воинов-афганцев, которые, несмотря на возраст, участвуют в спецоперации. Оказывается, с ними воюют и их дети, и их внуки. Враг будет разбит!»
В этом году к торжествам впервые присоединились бойцы, выполняющие задачи в рамках СВО. Доблестные военнослужащие приехали непосредственно с линии фронта.

Ветераны – фронту

Участник афганской войны дагестанец старшина Наби Магомедов заявил о готовности принять посильное участие в СВО:
«Мы обязаны защитить Родину, – говорит Магомедов. – Каждый уважающий себя гражданин России, независимо от вероисповедания, должен встать на защиту своей земли.
Кто – отправиться на передовую, а кто – потрудиться в тылу. Хочу подчеркнуть, что для мусульман, у кого в сердце есть пять столпов ислама и шесть столпов имана, даже объяснять ничего не надо. Они знают, что нужно помочь Родине победить».
«Ничего не пришлось объяснять и ветеранам боевых действий Сахалина, – рассказывает руководитель Сахалинского регионального отделения «Боевое братство» Сергей Зыбаков. – Они приехали в Донбасс и разобрали завалы разрушенного детского дома инвалидов «Радость» в Мариуполе.
Ветераны Куженерского районного отделения (Марий Эл) «Боевое братство» совместно с ветеранами и музыкантами из Саранской группы «Отечество» (Мордовия) привезли гуманитарную помощь и посылки от родственников военнослужащих.

Бойцы 3-го корпуса

В боях с врагом мужественно сражаются добровольческие подразделения из Татарстана, Башкирии, Приморского края, Тувы, Самарской, Саратовской, Нижегородской, Пензенской областей, Санкт-Петербурга и других субъектов РФ.
Все они вошли в 3-й армейский корпус.
Корпус укомплектован танками Т-90 и Т-80БВМ, БМП-3 с дополнительной защитой, бронеавтомобилями «Тайфун» и зенитно-ракетными комплексами «Бук М2». Личный состав вооружён автоматами АК-12 образца 2020 года.
Численность формирования составила более 60 тысяч бойцов. Достоинства 3-го армейского корпуса в том, что эта добровольческая ветеранская гвардия имеет высокий моральный дух и соответствующую военную подготовку, основанную на советском опыте войны в Афганистане и боевых операциях, проводимых в 1990-е и в начале 2000-х годов на Северном Кавказе. В корпусе много опытных офицеров, которые несколько лет назад уволились в запас. Они – высокомотивированные командиры.

Олег Иванович БЕДУЛА,
ветеран боевых действий