3 июня 1923 г. 100 лет назад РОДИЛСЯ Игорь Ростиславович ШАФАРЕВИЧ
Для Шафаревича всегда и во всём на первом месте стоял русский народ. Для него это была та естественная органическая общность, та система солидарности, сохранение которой гарантировала продолжение человеческой жизни и в индвидуальном, и в родовом качестве. Все свои работы Шафаревич писал, прежде всего, в интересах русской нации, заботясь о том, чтобы в сложном многонациональном концерте, раздирающем СССР и Россию, интересы русских не пострадали. Если он в полной мере и не преуспел, то, по крайней мере, создал точку сборки, создал тот антирусофобский дискурс, ту систему идейной поддержки русских национальных интересов, без которых нам в эти страшные годы было бы гораздо тяжелей.
Было и ещё одно существенное отличие Шафаревича уже от значительной части окружавшего его патриотического сообщества – неоопричников, неосталинистов, неоимперцев. Побудительным мотивом написания «Русофобии» было решительное отрицание мнения, что сталинский тоталитаризм является естественным продуктом русской истории, а не революционным насилием над нею, что Сталин – это продолжение Ивана Грозного, Петра и вечной русской тяги к хозяйскому кнуту, что для русской души свобода невозможна.
Шафаревич категорически отрицал этот русофобский дискурс и не без недоумения относился к ситуации, когда его во многом единомышленники фактически приняли основные тезисы русофобской историософии, только с обратным знаком, заявив, что да – русскому человеку свобода не нужна, великий Хозяин – наш вечный исторический архетип, от Грозного до Сталина, а неоопричнина наш политический идеал.
Важно не забыть сегодня, что мысль Шафаревича в общем и целом этому восторгу перед злом противоположна. Для него русская история была нормальным органическим историческим развитием, насильственно прерванным экспериментом по внедрению инфернальной социалистической воли к смерти. И личной задачей Шафаревича было вернуть Россию на пути жизни. В этом смысле Шафаревич был всегда очень близок не только лично, но и идейно со Львом Гумилёвым, антиманихейство и теория антисистемы которого так близки к жизнеутверждению и теории «малого народа» Шафаревича.
Но вот уничтожительного для русских гумилёвского евразийства Шафаревич, кажется, никогда не разделял. Его заботило сохранение именно русского народа, он заботился о выживании и укреплении оригинальной русской цивилизации.
Егор Станиславович ХОЛМОГОРОВ
P.S. Со дня своего основания «Русский Дом», следом за Игорем Ростиславовичем Шафаревичем, часто писал о таком отвратительном явлении нашей действительности, как русофобия, даже постоянная рубрика такая у нас до сих пор сохранилась. И вот, похоже, голос патриотической общественности услышан властями.
Вопросам русофобии была посвящена большая часть прошедшей в середине мая сессии XI Петербургского международного юридического форума под названием «Русофобия: нацизм XXI века». Особенное внимание политиками было уделено необходимости закрепления в российском законодательстве понятия «русофобия» и соответствующее наказание за неё. О том, что в ближайшее время работа будет осуществлена, заявил глава Совета по правам человека при Президенте РФ Валерий Фадеев, добавив, что столь серьёзные вещи требуют отдельной статьи.
Другие заявления общественных деятелей: Зампред Госдумы Ирина Яровая сообщила, что установление уголовной ответственности за русофобию и её отнесение к современному нацизму и человеконенавистнической идеологии будет направлено на сохранение мира и безопасности; «Существует острая необходимость закрепления в российском законодательстве понятия “русофобия”, которое
сформирует механизмы предупреждения распространения информации, враждебной к России, и установит ответственность за подобную деятельность», – поддержал общественную инициативу замглавы Минюста России Андрей Логинов; Уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова сообщила, что большинству русофобов будут выноситься заочные приговоры: так нарушители понесут сначала моральную, а после и юридическую ответственность – поскольку русофобия станет таким же составом преступления, как и разжигание ненависти.
Соб. инф.