Крестьянская правда Бориса Можаева

Архив: 

Борис Можаев и Александр Солженицын1 июня 1923 г. 100 лет назад РОДИЛСЯ Борис Андреевич МОЖАЕВ

Деревня – русская ноша и чаша, сила Руси и тайна, уходящая натура, проигрыш наступающим технологическим дебрям.
Деревня порождала и свой основной типаж – смесь Иванушки-дурачка и стойкого солдата: пусть воевать не привелось (жизнь в России, увы, часто такая, что и без войны приходится быть солдатом). Фёдор Кузькин – главный персонаж книги Бориса Можаева «Живой» – тому подтверждением.
Жизнь тяжела, как плуг, ежели взвалить его на плечи?
А Кузькин будет балагурить, вытягивая шуткой, как кнутом, все беды, что рушатся на него.
Жизнь снова пробует укусить?
А Фёдор извернётся, так что зубы её клацнут зря, ничего не ухватят, и бок останется цел.
Кажется, представлен человек, заряженный безсмертием, а он просто – Фёдор Кузькин: из глубин российских, из такой деревни, какую сейчас и не вообразить. Он очень русский, сколько ни бей его жизнь, в землю не вобьёт, поднимается он, крепнет, словно сил от земли набравшись, живёт. Потому и – живой.
Сам Можаев – из крестьян, из рязанской глубинки, а то, что закончил Кораблестроительный институт – так это следствие разорения русской деревни и индустриализации.
В сентябре 1941 года был мобилизован, через всю Великую Отечественную прошёл службу в рядах 650-го стрелкового полка и 113-й отдельной стрелковой бригады, награждён боевыми орденами и
медалями. Служил в армии до 1954 года. После демобилизации стал дальневосточным собственным корреспондентом «Строительной газеты», впоследствии работал в «Известиях». Его статьи постоянно
публиковали в журналах и газетах.
А прозу начал писать ещё в армии.
Александр Солженицын называл его «первейшим знатоком русской деревни и природы». В 1965 году Можаев ездил с Александром Исаевичем в Тамбовскую область для сбора материалов о крестьянском
восстании. Протестовал против исключения Солженицына из Союза писателей СССР. Допротестовался: в 1969 году министр культуры Екатерина Фурцева самолично запретила спектакль «Живой» по повести Можаева в невероятно популярном в то время Театре на Таганке.
Все помнят знаменитый фильм «Хозяин тайги» с Высоцким и Золотухиным в главных ролях. Это экранизация первой части детективной трилогии Бориса Можаева, в которую входят романы «Власть тайги» (1959), «Пропажа свидетеля» и повесть «Падение лесного короля» (1984). Кинотрилогия поставлена по сценариям Можаева. Но в историю русской литературы он вошёл благодаря вышедшему в 1976 году роману «Мужики и бабы», отзвуком горького прошлого. Действие романа, так же как и некоторых других произведений писателя, происходит в (вымышленном) Тихановском районе  Рязанской области. Роман «Мужики и бабы» звучал своеобразным крестьянским реквиемом, врезаясь в исторический материал – весьма болезненный и очень сложный: коллективизация, бездна раскулачивания… Украденная кобыла, пасшаяся на лугах, выводит Андрея Бородина на след Ивана Жадова – известного в округе вора, собиравшегося бежать с подругой, да не поспевшего: в завязавшейся перестрелке он будет убит…
А на деревню надвигается тьма: требование изъятия хлебных излишков и борьбы с так называемыми кулаками всё настойчивее и настойчивее. Узлы конфликтов завязываются туго – и также строится повествование, не допускающее пустот; и сила произведения очевидна.
Борис Можаев густо заселял свои книги яркими образами и характерами: охотники, сплавщики леса, колхозники, агрономы…
И книги его гудели своеобразной, густой, из глубин поднятой музыкой жизни.

Александр Львович
БАЛТИН