Совсем недавно в зоне СВО в Донбассе побывал один из постоянных
авторов «Русского Дома», настоятель Димитрие-Солунского храма в Яковлево Сергиево-Посадского городского округа Московской области протоиерей Вячеслав Брегеда. Он был направлен Синодальным отделом по
взаимодействию с Вооружёнными Силами и правоохранительными органами Русской Православной Церкви в спецкомандировку для духовного
окормления наших воинов, выполняющих боевые задачи в упомянутом
регионе. Сыновья отца Вячеслава, Михаил и Александр, служат добровольцами в танковом полку в инженерно-сапёрной роте под Сватово в
ЛНР. Во время поездки батюшка сначала побывал в Луганске, затем – в
мотострелковом подразделении под Донецком и в завершении командировки встретился со своими сыновьями в районе г. Сватово.
Батюшка находился вблизи боевых позиций и непосредственно прочувствовал здешнюю военную обстановку, ощутил, насколько востребовано присутствие священнослужителей в составе наших войск, выполняющих СВО. Военнослужащие обращались к нему с различными вопросами и просьбами, рассказывали о своих проблемах, исповедовались, причащались, делились самым наболевшим и сокровенным. Не было никакого различия в общении с воинами, к какой бы конфессии или вере они ни принадлежали. Один воин, мусульманин, рассказал, как им помогла маленькая иконка Божией Матери, которую ему кто-то подарил. Однажды они находились буквально на волосок от гибели. Попали в окружение, и техника, как назло, не заводилась. Тогда он в отчаянии со слёзной просьбой взял иконку в руки и обратился за помощью к Богу. И вдруг в это мгновение, с его слов, БМП завелась, и они смогли с боем вырваться из окружения.
Проблем и нужд у солдат немало.
Командир подразделения дал батюшке небольшой список самого необходимого на сегодняшний день. В нём оказались и машины для перевозки раненых (так называемые «таблетки»), и квадрокоптеры, и тепловизоры, и, как это ни странно, обычные охотничьи ружья. Оказалось, ими удобнее всего сбивать квадрокоптеры противника, которые очень досаждают. Здесь, конечно, проявилась солдатская смекалка, которая всегда отличала настоящего русского воина.
Отец Вячеслав также доставил бойцам гуманитарную помощь от Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря, что в г. Коломне Московской области.
В подразделении, где размещались бойцы для отдыха, батюшка совершил уставное богослужение, причастил и покрестил воинов. Пришлось даже довершить крещение одного бойца малым чином с миропомазанием. Его не успел полностью покрестить священник, который был до него, поскольку срочно нужно было выезжать на позиции. Кстати, в целях безопасности выезд на боевые позиции осуществляется только в ночное время.
Верующие солдаты попросили освятить БМП, которая недавно попала под обстрел, где пострадал водитель. Затем очередь дошла и до автоматов, как выразились бойцы, чтобы не отказывали и метко стреляли. Раньше наши предки всегда освящали мечи…
Как рассказал батюшка, он, кроме всего прочего, решил поехать в эту командировку ещё и для того, чтобы под держать боевой дух солдат. Политпросвещением здесь, как в советское время, никто не занимается. Все, как говорится, «варятся в собственном соку». Кто что услышит, то и уразумеет. Сразу посыпались вопросы: «Для чего эта война? Что нам здесь нужно? За что мы воюем?..» –
«За Святую Русь! Не за Содом и Гоморру с однополыми браками, которыми сейчас поражён Запад и куда усиленно тянут Украину…» – ответил отец Вячеслав.
И все его сразу поняли: и православные, и мусульмане, и маловерующие…
И больше вопросов на эту тему уже не возникало.
Заходил батюшка освящать и медсанчасть. Находятся в ней не только с огнестрельными и осколочными ранениями. В зимнее время нередки и обморожения. Некоторые молодые солдаты так привыкли к домашнему уюту и комфорту, когда мамы покупали для них в числе прочего обувь и носки, что, попав теперь в новые условия, очень трудно перестраиваются. Обморожения, по мнению медсестры, бывают по причине плохо подобранной обуви (сейчас это берцы) или по «забывчивости». Некому было подсказать, и надел не те носки или не взял сменную пару. Батюшка в своё время служил в стройбате и наглядно оценил, какое великое преимущество по сравнению с нынешними носками имели простые портянки, которые можно было легко постирать и просушить.
Расспросил о. Вячеслав и о том, как питаются воины на боевых позициях, и был крайне удивлён ответом. Оказалось, стараются не брать с собой ничего из еды, только минимум воды, чтобы не ходить лишний раз в туалет. Потому что высунешься – подстрелят. Но может возникнуть и другая незадача. Боевая обстановка постоянно меняется. Случается, что и к позициям подъехать бывает невозможно, чтобы провести ротацию воинов. И получается так, что посылают на сутки или на двое, а держат в окопах неделю. Что скрывать, встречается и малодушие. Поехали, к примеру, на позиции втроём, а двое, услышав стрельбу и разрывы снарядов, сбежали. С ними потом работают специальные органы. Вот такие на передовой будни. Так куётся победа.
Люди здесь зачастую очень разные и разного возраста. Водителю БМП 54 года, и человек он довольно болезненный. Но вот началась война, и он почувствовал необходимость своего участия в СВО. Старается выполнять боевую задачу, терпит свои болезни и не ропщет.
Отмечу ещё и такой немаловажный момент. Местная военная администрация установила требования в отношении внешнего вида священнослужителей, чтобы они были в военной одежде и ничем особо не выделялись. Когда батюшка общался с бойцами, они обратили внимание, что одет он не в новую военную одежду, а образца 2014 г.
У них сейчас одежда синтетическая, а на нём – хлопчатобумажная. Что это значит в боевых условиях? Если, например, будешь в танке и он загорится, синтетическая одежда просто расплавится,
хлопчатобумажную же можно легко погасить. Будут только дырки. Что это – откровенное вредительство или некомпетентность соответствующих служб?..
В районе бывшего Донецкого аэропорта батюшка вместе с местными монахинями посетил Иверский женский монастырь, точнее, то, что от него осталось – обгоревший остов храма и разбитый пулями и снарядами сестринский корпус. Монастырь был разрушен в мае 2014 г., когда бои велись за местный аэропорт и обитель попала в зону боевых действий. В уцелевшем монастырском подвальчике под гул канонады и свист снарядов с той и другой стороны послужили молебен, помолились и затем покинули обитель. Пока в монастыре никто не живёт. Приезжают урывками на небольшое время в особые дни и уезжают. Однако здешний садовник не оставляет своей работы – на уцелевших клумбах и в теплицах высаживает цветы и прочие растения, ухаживает за деревьями. Как он рассказал, более всего хлопот задают ему зайцы, которых, несмотря на боевые действия, развелось здесь великое множество. Приходится плодовые деревья от корней до определённой высоты обвязывать резиновыми шинами. Батюшка также обратил внимание на разбитые надгробные памятники неподалёку от монастыря. Оказалось, до войны 2014 г. здесь было дорогое элитное кладбище, где хоронили преимущественно богатых, очень обеспеченных людей. Сейчас оно полностью заброшено, и на нём уже никто не рискует хоронить или даже навещать родственников. Можно попасть под обстрел. Всё это тут же подтвердилось. Едва батюшка вышел пройтись к разбитому сестринскому корпусу, как неподалёку в небе появился квадрокоптер, и испуганная сестра сразу попросила отца Вячеслава быстро войти в уцелевшую часть здания…
После Донецка батюшка снова заехал в Луганск, где получил разрешение от командования навестить сыновей. Встретились они в небольшом городке недалеко от Сватово. Отец Вячеслав расспросил их про службу и передал им тёплые сердечные приветствия и подарки от всех родных и близких. По мнению ребят, они как будто побывали у себя дома. Отцовское благословение и молитвенная поддержка очень многих людей придаёт им дополнительные силы и уверенность в завтрашнем дне и окончательной победе. Всего у батюшки 6 детей и 12 внуков. Один из его сыновей трагически погиб в юношеском возрасте боле двадцати лет тому назад.
Сегодня линия фронта составляет более тысячи километров. Не хватает священников и вообще личного состава для такой протяжённости. Раньше в Русской армии были полковые священники. Сейчас все священники – командированные из епархий. Если взять, к примеру, условно на 3-5 километров позиций по священнику, то нужно несколько сотен. Вот такая реальная потребность. Потому что необходимо наставлять, вдохновлять, исповедовать, причащать… Кстати, воинов причащают здесь сухими дарами. Такое церковное распоряжение.
Достаточно известно повествование из истории Бородинской битвы. Перед началом сражения русские солдаты прилагались к Смоленской иконе Божией Матери, просили помощи и заступничества, обменивались крестиками и говорили друг другу, что они теперь кровные братья. И по свидетельству одного из тех воинов, Божия Матерь смотрела с иконы на всех как живая и был такой духовный подъём, что, казалось, каждый из них готов был, не задумываясь, умереть за веру и Отечество.
Надеемся и молимся, что так будет и в нынешнее время на полях сражений Донбасса и Украины.
Ни небесное, ни земное православное воинство никогда не будет побеждено, если с ними Господь и Божия Матерь.
Владимир Борисович
ПАНКОВ