Сегодня день общей радости живых и мертвых о Воскресшем Господе! Говорим «мертвых» условно, по отношению к нам, живущим на земле, поскольку знаем, что «Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20, 38).
Но это ещё говорится обо всех вообще людях, поскольку все души призваны к вечной жизни и умереть не могут. А вот какова будет эта вечность – это каждый сам выбирает для себя именно на земле. В этом и есть смысл краткой земной жизни, в этом и заключается тайна свободы. Потому что мы, конечно, не можем сказать, что мы совершенно свободны во всех отношениях, и каждому понятно, что мы ограничены законами природы, индивидуальными особенностями физического и душевного устроения, условиями социальной жизни и т. д.
Но никто, кроме каждого из нас, в глубине своего сердца, в непостижимой тайне личной свободы не решит – верить ему в Бога или нет, стремиться к Нему всем сердцем и всей душою или отмахиваться от мысли о Боге, как о мешающей жить по стихиям мира сего, лежащего во зле. Никто не решит за нас – любить ему или ненавидеть, творить добро или зло, жить по правде или по лжи. Только в глубине сердца и в тайне личной свободы совершается этот выбор, и мы совершаем его неизбежно час за часом, день за днём, год за годом на протяжении всей нашей земной жизни. Так что можно сказать, что краткое время нашей земной жизни – это время выбора нашей личной вечности. Почему и говорится, что у Бога обителей много (см. Ин. 14, 2), то есть у Него нет и не может быть никакой несправедливости, но каждый обретёт в вечности то, что способен будет вместить по мере того, к чему сам себя уготовал. А воля Божия в том, чтобы все мы обрели и вместили всю полноту Его жизни, Его света, Его любви и Его радости. Той высшей радости, что именуется у нас Царствием Небесным и которую уже никто не отнимет от нас, если мы сподобимся её обрести. Но для этого нужно приготовить себя, очистить покаянием и жизнью по Заповедям Божиим в этом мире, исполненном скорбей и напастей. Поэтому и говорят святые отцы, что время земной жизни – это время испытания нашей веры, совести и свободы.
И вот ещё о чём хочется сказать в связи с этим, имея в виду наше непростое и горькое время. О том, что иное суд Божий и иное суд человеческий, и, конечно, в условиях противостояния, в условиях неизбежной военной риторики и жёсткой пропаганды, действующей с обеих сторон, не все, кто воюют на «нашей стороне» и гибнут, – попадают в рай и не все, погибающие с противоположной, – идут в ад.
Верим и видим, что правда на нашей стороне в этом противостоянии истины с ложью, света и тьмы, боголюбия и мiролюбия. Но правда наша несовершенна, потому что мы не ангелы Божии, а люди грешные. И даже служа высшей правде, мы склонны к тем или иным заблуждениям, ошибкам и грехопадениям. Поэтому и нам надо смирять себя и не мнить о себе много, а молиться, чтобы Господь Сам управил всё, как надо, чтобы и нас просветил и научил, «что нам подобает творить и глаголати», и тех, против кого мы воюем, – умирил, вразумил и, кого ещё возможно, привёл к покаянию и к доброму изменению жизни. А во всём – водворил добрый мир и согласие.
Так что будем помнить, что и мы не во всём правы, и они не во всём виноваты. И как с нашей стороны есть люди, далёкие от жизни духовной, так и с другой стороны есть люди, живущие в Боге. Жатва смерти не избирательна, и уходят в мир иной с обеих сторон люди разные, так что давайте сугубо в этот день помолимся обо всех погибших во время противостояния на Украине православных христианах. Да простит им Господь вся прегрешения вольная и невольная и дарует им Царствие Небесное и жизнь вечную!
И уж отдельно и обязательно помолимся о том, чтобы Господь избавил всех нас от заблуждения, чтобы устранил из нашей жизни всё нечистое и злое, всё то, что является причиной и «веществом» нынешнего противостояния. Чтобы Воскресший Господь очистил и просветил всех нас светом истины.
Помолимся от души, чтобы нам в братолюбии и единомыслии проводить жизнь в согласии с Богом!
Воистину Воскресе Христос!
Священник
Димитрий ШИШКИН