Ченстоховская икона Божией Матери – одна из древнейших чудотворных икон типа Одигитрии. Когда святая царица Елена обрела Животворящий Крест Христов, то получила в дар от верующих эту икону Пресвятой Богородицы. В Константинополе икона хранилась около пяти веков. Потом некоторое время она пребывала в Болгарии, Моравии и Чехии и, наконец, была перенесена на Русь.
Существует много списков с этой иконы. Она почитается как православными, так и католиками. Самый древний образ ныне находится в Ченстохово, в Польше. На Ясную гору в Ченстохово для поклонения древней святыне съезжаются тысячи паломников со всего мира. Часовня, в которой ныне находится икона, полностью отдана под хранилище даров, принесённых богомольцами. Эти вещи покрывают все стены помещения. Здесь и украшения, снятые с себя верующими, и деньги, и даже костыли, ставшие кому-то ненужными. В память об исцелении от недугов верующие приносят и прикрепляют на стену часовни кулоны в форме ноги или руки. Но самое драгоценное исцеление – исцеление сердца.
Ченстоховскую икону называют зеркалом милосердия Божия. В Богородичные праздники за литургией читается Евангелие от Луки о Марфе и Марии. Марфа и её сестра Мария ещё дважды появляются в Евангелии. Первый раз – в селении, не названном по имени, где принимает Господа эта деятельная женщина, озабоченная одним желанием, как лучше угодить Ему, и сестра её, сидящая у ног Спасителя. Второй раз мы видим обеих сестёр при воскрешении их брата Лазаря в Вифании и, наконец, – за трапезой в Вифании, когда одна из них занята угощением, а другая, Мария, помазывает миром главу Господа.
Удивительно, что второе и третье описание Марфы и Марии также можно связать с тайной Божией Матери.
Православная традиция всегда представляла двух сестёр как два образа духовной жизни. Марфа – жизни деятельной, Мария – созерцательной. В древнехристианской иконографии иногда изображаются рядом со Христом две женщины: одна, коленопреклоненно припавшая к Его стопам, – Мария, другая, утирающая слёзы платком, – Марфа. Так легко представить их также стоящими по обеим сторонам воскресшего Христа, зеркально отражающими сияние Сына Божия. Почему? Потому что Христос в Своей земной жизни воплощал одновременно жизнь созерцательную и сокровенную – в Назарете, и жизнь деятельную – от брака в Кане Галилейской до Голгофы. Потому
что в каждом из нас есть эти две возможности – не как исключительные, но как чередующиеся и дополняющие друг друга. В соответствии с часами и периодами нашей жизни. Почему? Потому что премудрость «есть отблеск вечного света и чистое зеркало действия Божия и образ благости Его» (Премудр. 7, 26).
Что отражает зеркало? Истину, правду, искренность – всё, что содержится в сердце и в разуме. Зеркало – символ мудрости и знания. Зеркало, покрытое пылью, становится отражением духа, помрачённого невежеством.
Эти отражения небесного Слова делают зеркало знамением Божественного Разума, отражающего явления по Своему Образу. В зависимости от направления своей жизни человек, как зеркало, отражает красоту или уродство. Человеческое сердце призвано отражать Бога. Значение имеет прежде всего качество зеркала – его поверхность должна быть совершенно ровной, чистой, чтобы получать наибольшее отражение. Вот почему, как говорит святой Григорий Нисский, «подобно хорошему зеркалу, принимающему на свою поверхность черты того, кто предстоит пред ним, человеческая душа, очищенная от всякого земного загрязнения, принимает в своей чистоте
нетленную красоту».
Это участие, а не просто отражение. Так и человеческая душа участвует в Красоте в той мере, в какой она обращена к ней и приемлет её. Это зеркало служит не только для отражения образа – душа, ставшая совершенным зеркалом, приобщается образу и благодаря этому претерпевает изменение, подобное преображению. Она приобщается Красоте, которой она открывается.
И вот что мы хорошо знаем из нашей обыденной жизни.
Отражая наши физические черты, зеркало не может обмануть внимательный взгляд. Но душевное и духовное наше лицо бывает искажено, потому что наш искажённый взгляд пытается проникнуть в то, что мы собой представляем. И это есть не что иное, как наше «я», вглядывающееся в наше искажённое «я».
Почему? Потому что только любящий взгляд другого может открыть нам наше подлинное лицо. Святость – зеркало Божие.
И тайна. Божия Матерь – зеркало святости Божией. Любящий взгляд усыновляет нас у Креста Своего Божественного Сына.
Все святые говорят, что в Ней нет никакого следа греха. Божия Матерь всегда будет идеалом, которого мы не сможем достигнуть, но к которому всегда должны стремиться. Она – образ святости для апостолов, мучеников и пророков, но также и для всех христиан, в том числе в обыденной нашей жизни, которая не привлекает взоров. Чтобы научиться истинному христианству, нужно часто обращаться к Ней. В этот праздник предстательством Её попытаемся сделать шаг вперёд по пути подлинного покаяния и святости. Отныне мы никогда не можем оставить Её, потому что Она не оставит нас.
Протоиерей Александр ШАРГУНОВ