Подразделения материально-технического обеспечения, как кровеносная система, обеспечивают российские войска на передовой всем необходимым. Специалисты тыла под обстрелами днём и ночью доставляют к линии соприкосновения боеприпасы, ГСМ, продукты и питьевую воду
Бросок на передовую
…Очередная колонна российской военной техники начала движение к переднему краю. В её составе топливозаправщики, тяжёлая инженерная техника, несколько танков, а также «Уралы» и «КамАЗы» с боеприпасами и продовольствием.
Колонна движется на передовую. От них, подразделений МТО, зависит боеспособность основных сил. С земли грузовики прикрывают передвижные зенитные комплексы.
Они защищают машины от атаки с неба, чтобы маршрут, которым движется колонна, не засекли квадрокоптеры.
В авангарде – бронеавтомобили «Тигр» с крупнокалиберными пулемётами. Экипажи разведывательных машин в движении изучают местность вокруг колонны, их задача – не допустить нападения из засады. Замыкают колонну боевые машины пехоты и технические «летучки».
Прикрывают вооружённый конвой с воздуха вертолёты Ми-8 и Ка-52 «Аллигатор». Помимо лётчиков, наблюдение за обстановкой ведут и бойцы спецназа. Они наблюдают за движением колонны через открытые сдвижные двери винтокрылых машин.
Колонна идёт по маршруту №5 со скоростью 60 км/час, дистанция – 50 метров.
Водитель «Урала» рядовой Алексей В. задачи доставки материальных средств выполнял не один раз. Под огнём противника тоже доводилось быть не единожды.
– Это служба, это военная обязанность, когда ты принимал присягу, – говорит Алексей. – Я знал, на что иду, когда подписывал контракт, понимал, что нужно служить своей Родине и знать о всех тяжёлых моментах.
Через три часа колонна прибывает в заданный район.
Дальше подразделения уже действуют по своим задачам: танки идут на передовую, машины с продовольствием уходят на разгрузку. Грузовики с боеприпасами исчезают в лощине – здесь, на не просматриваемой с воздуха площадке, организован склад. Разгрузку боеприпасов проводит специально подготовленная такелажная команда.
– Функции данной площадки – временное хранение имущества для последующей отправки на боевые позиции, – рассказывает начальник склада прапорщик А. – В целях исключения уничтожения всего имущества оно находится в небольших штабелях, определёнными группами номенклатурно.
Армейский хлеб
На линии соприкосновения кипит бой – наши войска атакуют позиции ВСУ. А в 25 километрах от передовой бригада материально-технического обеспечения, которой командует полковник Владимир А., завершает утреннюю выпечку хлеба.
– Первые полтонны горячего хлеба уже на полках склада, – говорит прапорщик Александр С. – Начинаем загрузку в машины. Этого хлеба хватит, чтобы накормить свыше тысячи бойцов. Но это только начало. К вечеру полки склада будут ломиться от нескольких тонн свежевыпеченного хлеба.
В палатках хлебозавода развёрнуты подвижные цеха.
– Тесто у нас обычное, – рассказывает хлебопёк сержант Александр В. – Мука, дрожжи, вода, соль, сахар и масло. Муку просеиваем. Всё смешиваем и ждём, когда тесто поднимется. Тесто раскладываем по формам и отправляем в печь.
Пекари работают в несколько смен. Печи не остывают ни на час. Как и котлы полевых прицепных кухонь КП-130.
В каждой их этих кухонь военные повара ежедневно готовят первое и второе блюдо на 130 человек. Что важно, конструкция кухни обеспечивает возможность варки пищи во время движения.
Сегодня военные повара имеют в своём арсенале различные технологические средства для быстрого приготовления пищи. При необходимости пастеризованные наборы становятся полноценной заменой традиционному борщу. В этих наборах есть всё – сваренное мясо, обжаренные овощи, специи, нужно только поместить в кипящую воду. Через три минуты получается полноценное первое блюдо. Это вдвое сокращает процесс приготовления обеда для личного состава. Не нужно тратить час или два на чистку и шинковку картофеля, моркови, лука и капусты. Не нужно разделывать мясо. Это даёт возможность больше уделять времени основному блюду или заниматься модернизацией пункта питания.
Кроме производственных палаток, так называемого сухого склада, военные повара оборудуют на пункте питания специальный блиндаж. Это на самом деле погреб. Его глубина больше двух метров. Здесь хранятся овощи, фрукты, скоропортящиеся продукты и консервы.
Фрукты, соки, сладкое – каждый день. С этим у военных поваров строго. Бойцы должны питаться не только регулярно – три раза в день, но ещё разнообразно и, главное, с аппетитом. Еда прежде всего должна быть вкусной.
Между прочим, в годы Великой Отечественной войны нагрудным знаком «Отличный повар» и «Отличный пекарь» было награждено более 33 тысяч солдат и сержантов. Сейчас в Генштабе России изучают возможность вернуть эти знаки отличия.
Полевой заправочный пункт
Три топливозаправщика взвода подвоза горючего старшего лейтенанта Сергея А. свернули с полевой дороги в берёзовую рощу. Здесь их ждали экипажи шести танков. Минута-другая – и заправка техники горючим началась. Ещё через пятнадцать минут топливозаправщики направились в другой район, где им предстояло заправить горючим изготовившиеся к атаке боевые машины пехоты и САУ.
– Берёзовая роща – это запасные позиции танкистов, – пояснил командир взвода подвоза горючего старший лейтенант Сергей А. – Дозаправку мы провели путём подхода топливозаправщиков к заправляемой технике. Но у нас есть и скрытый полевой пункт заправки, где заправляемая техника подходит к топливозаправщикам. Способ заправки зависит от характера боевых действий и условий местности.
Помимо выдачи горючего мы производим выдачу масел, смазок и специальных жидкостей.
Обязательные элементы экипировки водителей топливозаправщиков – бронежилет, шлем и автомат в кабине. При нападении противника каждый знает порядок своих действий в составе взвода.
Один развёрнутый полевой заправочный пункт может обеспечить одновременную заправку до 10 машин. При этом позиции выбираются так, чтобы безопасно залить топливо. Машины не глушатся, чтобы можно было быстро
сменить позиции и не допустить потерь личного состава и техники.
Что важно – в бригаду МТО поступили новые автотопливозаправщики АТЗ-7, смонтированные на высоко проходимой базе автомобиля КамАЗ-5550. Особенностью данной машины является специальное полимерное самозатягивающееся покрытие ёмкости, предотвращающее вытекание топлива после попадания пуль.
Баня на колёсах
В местах отдыха личного состава специалисты МТО проводят обслуживание военной техники и вооружения, доукомплектование материальными средствами, снаряжением и обмундированием. В пунктах обеспечения бойцы могут
поменять бельё, постирать одежду и принять душ в полевом банно-прачечном комплексе.
– Баня у нас передвижная, полевая. В боевой обстановке она развёртывается в течении 10-15 минут. Моем личный состав пехоты, танкистов, радистов, всех военнослужащих, которые сражаются на передовой, – рассказал прапорщик Фёдор А. – Резервуар для воды – на пять кубов. То есть с пяти кубов я могу помыть до 200 человек. Вместе с баней мы перемещаем мобильную прачечную, в которой имеется несколько стиральных машин.
А на соседнем участке фронта в мероприятиях материально-технического обеспечения задействован целый железнодорожный комплекс. Поезд состоит из вагона-штаба, нескольких банно-прачечных и помывочных вагонов, электростанции, цистерн, складских, вагонов проживания и столовых.
– У нас очень большие производственные возможности, – говорит начальник поезда прапорщик Степан А. – Обеспечиваем в автономном режиме трёхразовое питание, помывку, стирку и дезинфекцию военного имущества. Пропускная способность комплекса – более одной тысячи военнослужащих в сутки и более двух тонн белья в сутки. Есть у нас и свой парикмахер.
Главный энергетик поезда Сергей В. рассказывает, что железнодорожный комплекс может запитать не только себя, но и обеспечить электроэнергией населённый пункт до тысячи частных домов. Период работы электростанции – до 15 суток без дозаправки.
За время СВО поезд прошёл более 1000 километров. Его услугами воспользовались почти 40 тысяч военнослужащих.
Ремонт у линии огня
Этот сборный пункт ремонта и восстановления военной техники находится в поле, в 20 километрах от передовой.
– Боевые машины приезжают к нам или своим ходом, или же их доставляют с помощью средств эвакуации, – говорит старший лейтенант Алексей В. – Перед началом ремонта проводим дефектовку. Это своего рода постановка
диагноза: что следует заменить. Вот БМП с повреждённой силовой установкой. В двигателе произошло разрушение.
С этого двигателя снимем навесное оборудование и переставим на другой двигатель. Соберём и будем устанавливать.
В пункте сбора выкопаны капониры. Они прикрывают боевые машины и ремонтников при угрозе атаки с воздуха.
Также подразделения технического обеспечения выполняют задачи по восполнению запасов ракет и боеприпасов для частей на передовой.
В конце года в это ремонтное подразделение прибыли мобилизованные военнослужащие, у которых есть такие специальности, как автослесарь и автоэлектрик. Их учить не надо. Они сразу приступили к восстановлению автомобильной и бронетанковой техники.
– Основное моё оружие – это гаечный ключ, при помощи которого я занимаюсь ремонтом техники, в основном двигателями КамАЗов, – говорит рядовой Михаил А. – На гражданке я занимался тем же самым, для меня нет ничего нового в работе.
За время СВО ремонтными подразделениями было отремонтировано и восстановлено более 3500 единиц техники.
Олег Иванович БЕДУЛА,
полковник в отставке