ЦАРЬ леса

Архив: 

20 марта 1898 г. 125 лет назад ОТОШЁЛ В МИР ИНОЙ Иван Иванович ШИШКИН

Род его – древний, вятский, а сыном Иван Шишкин был купца-хлеботорговца…
Когда в мальчишке, которому суждено было стать певцом лесных пространств, проснулось ощущение леса?
Когда почувствовал необыкновенную его, торжественную и таинственную насыщенность, игру оттенков?..
Лес – как мироздание, хоть и часть его, но Шишкин – так всенародно прославившийся портретами леса – живописал как отдельное мироздание.
Он метался: дойдя по пятого класса гимназии, оставил её, вернулся в родную Елабугу; несколько лет прожив там, легко поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
Ученический этюд Шишкина «Сосна на скале» приобрёл Русский музей. Окончив курс училища, продолжил образование в Императорской Академии художеств.
Смотрим на «Сосну на скале» – это всего лишь этюд: но сколь совершенен он! Как монументально рвётся в высоту, в запредельность сосна: кажется, корни мешают ей – её гипотетическому, фантастическому взлёту. Тут есть нечто религиозное: хотя формально это совершенно светская живопись: нечто, заставляющее многие русские души тянуться выше и выше…
Всмотритесь!
Даже вслушайтесь…
Шишкин изображал душу леса: русского, столько дававшего и дающего; леса-жизни, зелёной кладовой…
«Берёзовая роща» легка и сквозяща.
«На севере диком» – картина великолепна суровостью своей, и блещущие снега точно символизируют хладность души, лишённой света…
Знаменитые мишки: такие домашние, кажется, погладить можно; все шероховатости коры, напоминающей часто надписи на первобытном, забытом людьми языке; тугая перепутанность великолепных ветвей…
И – нескончаемые вариации леса, все уголки его, тонкие повороты, тайны…
Много даёт русскому сердцу Иван Шишкин.

Александр Львович БАЛТИН