Поэт педагогики

Архив: 

13 марта1888 г. 135 лет назад РОДИЛСЯ Антон Семёнович МАКАРЕНКО

Воспитать человека, чтобы он был счастлив… Вероятно, такая задача стояла перед Антоном Макаренко – создателем уникальной коммуны и уникальной поэмы, рассказавшей о ней.
Переделывать людей с уже искривлёнными, искажёнными судьбами, выпрямлять их, готовя к достойной социализации. Что может быть замечательнее, ярче, человечнее...
Слог Макаренко деловит, но не лишён изящества, поэтичен.
Первое пятнадцатилетие постреволюционных лет – слабое снабжение школ и зыбкость метафизической почвы нового мира, практическая неработоспособность педагогических методов того времени, в чём убедился Макаренко, заведуя колонией для малолетних правонарушителей под Полтавой… И дерзновенный вектор поиска верных решений.
Народное общее дело, включающее в себя вовлечение в труд, своеобразные ритмы философии Горького, демократические основы системы, созданной Макаренко, – таковы составные элементы успеха его педагогической практики.
С детства болезненный, он врывался в жизнь закрученным вихрем ветра. Книги, которые он покупал, отказывая себе в необходимом, были для него важнее семьи. Возможно, уже тогда предчувствовал, какую большую семью ему предстоит создать.
После четырёхклассного училища и одногодичных педагогических курсов Антон Макаренко начинает работать учителем, чувствуя родную среду. Колония имени Горького просуществовала недолго, а коммуна имени Ф. Дзержинского воссияла пиком педагогических идей Макаренко, воплощённых на практике.
Антон Семёнович Макаренко писал и художественные произведения, хотя после первого рассказа, признанного Горьким слабым, тридцать лет не возвращался к этому занятию. Но высшим пиком его литературных возможностей
становится «Педагогическая поэма», сквозь образный строй показывающая новаторский метод педагогики, рассчитанный на раскрытие человека в человеке на пределе возможностей, и вместе – вполне счастливо.
Его воспитанники были счастливы в коммуне. А за пределами? Кто знает – судьбы складывались очень по-разному, но то, что Антон Семёнович Макаренко был признан одним из немногих среди лучших педагогических умов, – очевидно.

Александр Львович БАЛТИН