С начала специальной военной операции на Украине прошёл год.
Эксперты разных стран, в том числе и России, уже делают выводы о стратегии и тактике сторон конфликта, о потенциале российской и украинской армий, о перспективах дальнейшей вооружённой борьбы.
Рецепт поражения
Президенту Зеленскому всё чаще напоминают о предложении, которое ему сделал в марте 2022 года премьер-министр Израиля Нафтали Беннет (офицер резерва спецназа). Тот рекомендовал Зеленскому поскорее принять предложения Президента России Владимира Путина по прекращению боевых действий. «Чтобы сохранить армию и оборонную промышленность, не отдать территории, удержать экономику».
Зеленский тогда ответил: «Нам предлагают сдаться, чего мы не собираемся делать». В Израиле такой ответ назвали «рецептом поражения».
Прошедший год это убедительно подтверждает.
Потери ВСУ
Специалисты OSINT (разведка по открытым источникам) подсчитали потери Украины в ходе специальной военной операции. Были изучены данные похоронных агентств, моргов, сведения из радио-, сотового- и спутникового обмена ВСУ.
Согласно этому исследованию, на 1 декабря безвозвратные потери украинской армии составили 402 тысячи человек. Из них убитыми – 387 тысяч. Остальные – пленные, дезертиры, покалеченные. В лидерах – Полтавская, Днепропетровская, Закарпатская, Харьковская и Винницкая области. Во многих сёлах Украины погибли или пропали без вести (а таких большинство) почти все, кто был призван.
По данным СМИ, которые проанализировали заявления Комитета солдатских матерей Украины (устные заявления и публикации в соцсетях), неизвестной остаётся судьба 320 тысяч военнослужащих.
Отметим, что Киев не комментирует информацию о 402 тысячах невозвратных потерь ВСУ. Цифры, скорее всего, меньше, чем в реальности. Нужно учитывать тот факт, что количество «трёхсотых» (раненых), как правило, соотносится к «двухсотым» (убитым) как три к одному. Таким образом, не исключено, что расследователи OSINT, если и завысили невозвратные потери ВСУ, то ненамного. Тем не менее на Украине задались вопросом: куда делась миллионная армия Зеленского?
Отдельно в статистике OSINT даются потери иностранных наёмников. Прибалтика, Румыния и Польша потеряли убитыми более 31 тысячи человек. Всего невозвратных потерь – 54 тысячи солдат.
Но это не всё о потерях. Когда российские хакеры взломали кадровый центр ВСУ, стало известно, что к 30 ноября пропавшими без вести были признаны 35 тысяч 382 военнослужащих украинской армии.
Полностью уничтожены ВВС Украины. Вместе с машинами погибли опытные лётчики. С учётом того, что на Украине могло служить около четырёхсот военлётов, а уничтожено 357 самолётов, цифра в 300-320 погибших офицеров ВВС выглядит чудовищно. Выбита элита.
Уничтожено более двухсот вертолётов, экипажи которых состояли из 2-3 пилотов, которые почти все погибли.
Перестали существовать в прежнем составе добровольческие батальоны «Айдар», «Шахтёрск», «Торнадо», «Донбасс», УНСО, «Днепр-1», «Киев-1» и другие, на которых держалась Донбасская группировка ВСУ. Большие потери понесли нацистские подразделения «Правый сектор», «Кракен», «Азов», «Гражданский корпус», «Сокол» и другие.
Этим огромным потерям Скотт Риттер, американский военный эксперт, дал такое объяснение: «Фактически к июлю Россия разбила украинскую армию – в том виде, в каком она существовала в феврале.
Выбранная Россией стратегия работает. Поэтому России нет смысла торопиться, достаточно выбивать личный состав и технику ВСУ на позициях, пока не иссякнут резервы. К лету российская армия одержит полную победу».
С этим утверждением согласен и экс-советник главы Пентагона Дуглас Макгрегор: «У киевского режима нет шансов на победу. Армия несёт колоссальные потери, её численность стремительно уменьшается. В скором времени воевать за Киев будет некому. Россия в любом случае добьётся своих целей. Но Владимир Зеленский может спастись – бегством в Польшу».
А экс-сенатор Ричард Блэк, полковник США в отставке, убеждён: «Украина уже исчерпала возможности для восполнения потерь, тогда как Россия успешно наращивает численность войск в 4 раза. Россия побеждает, Украина проигрывает».
Тактика врага
«Так воевать нельзя!» – в один голос заявляют аналитики европейских армий, оценивая действия украинской армии на поле боя. При этом вспоминают бои на Николаевско-Криворожском направлении, когда за три недели было уничтожено более 10 тысяч и ранено более 15 тысяч атакующих нацистов и наёмников.
Ошибка, по мнению аналитиков, состоит в том, что Киев тупо пытается продавливать отдельные участки фронта.
На практике это выглядит так. После короткой артподготовки 1-2 пехотные роты, усиленные 1-2 танками, 2 БМП и 3-4 бронеавтомобилями, начинают выходить на исходные рубежи для атаки наших позиций в расчёте на то, что они просочатся между опорными пунктами нашей мобильной обороны.
Беспилотники-разведчики «Орлан-10» фиксируют движение противника. В дело вступает российская артиллерия. Работают ПТУРы. Боевой порядок нацистов смят, горят бронеавтомобили, подбит танк. Атака захлёбывается. Оставшиеся в живых откатываются на исходные рубежи. Убитые и раненые солдаты ВСУ остаются лежать на поле боя.
Во второй половине дня атака ВСУ, уже новыми силами, повторяется по той же схеме – с тем же результатом.
Нашим остаётся только перемалывать живую силу врага.
Этой тупой тактике есть объяснение. По требованию Зеленского ВСУ должна давать хоть какой-то результат, иначе Украине никто не будет платить и не будет поставлять оружие.
Другая причина огромных потерь – за год погибло более 2500 человек командного состава. Осенью их заменили офицеры НАТО, для которых Украина интересна только в качестве ресурсной базы, способной поставлять живую силу для борьбы с Россией. А сколько при этом погибнет украинцев, британцев и американцев совершенно не интересует.
У России – новая тактика
Даже самые большие противники России вынуждены признать: тактика активной обороны, используемая нашими военными, оказалась намного более эффективной, чем многочисленные и безуспешные попытки ВСУ атаковать российские позиции. Тот же Артёмовск (Бахмут) показал, что формат длительного перемалывания противника работает. Он серьёзно деморализует и изматывает врага.
Безусловно, российской армии на руку то, что ВСУ выходят из опорных пунктов, долговременных позиций и идут в наступление. Дело в том, что при проведении наступления тратится в десять раз больше ресурсов, в том числе живой силы, чем при обороне. Вспомним – чтобы взломать и уничтожить оборону нацистов в Попасной, Лисичанске, Северодонецке, Песках, нашим войскам потребовалось много времени и сил. Были и немалые потери.
Новую тактику используют и наши ПВО. Этой тактике дали название «Замани и бей». Применяется она в охоте на украинские противоракетные комплексы.
В ходе отражения удара украинские ПВО расходуют значительный ресурс – по специально запускаемым ложным целям – беспилотникам-мишеням Е95М и авиационным болванкам без боевой части. При этом свои позиции вскрывают
радиолокационные станции украинских зенитно-ракетных комплексов С-200, С-300 и «Бук-М1», которые затем уничтожаются противорадиолокационными ракетами Х-31 и Х-58.
Противопоставить что-либо такой тактике Киеву сегодня просто нечем.
«Мы действуем жёстко, решаем задачи с минимизацией наших потерь и потерь среди мирного населения, – утверждает военный эксперт Константин Сивков. – Наносим противнику подавляющее огневое поражение и лишь потом идёт дозачистка этой территории. Основные потери Украина несёт за счёт нашей артиллерии».
Специалисты подсчитали: украинские войска расходуют на фронте 6 тысяч пуль в день, тогда как российские войска – 20 тысяч. На некоторых участках линии соприкосновения на каждый украинский артиллерийский выстрел приходится 10 российских. Преимущество в огневой мощи очевидно.
Оправдываясь перед западными кураторами за отступление на целом ряде участков фронта, командующий Сухопутными войсками Украины генерал Александр Сырский сказал: «Произошло увеличение авиационных и ракетных ударов.
Русские перешли к новой тактике – тактике действий штурмовыми отрядами».
При этом наши артиллерийские расчёты повысили свою эффективность и теперь точнее поражают вражеские цели.
Решение на открытие огня принимается на уровне командира батареи, который имеет связь с пехотной разведкой, что позволяет быстрее накрывать контрбатарейным огнём вражеские самоходки, пока те не успели покинуть огневые позиции.
По центрам военного управления, оборонно-промышленного комплекса и обеспечивающим их объектам энергетики Вооружённые силы России наносят массированные удары высокоточным оружием большой дальности воздушного и морского базирования, а также беспилотными аппаратами «Герань-2», крылатыми ракетами, оперативно-тактическими комплексами, а также средними крылатыми ракетами типа Х-101 или Х-555 в обычном исполнении.
«Эти удары, – как отмечает главком ВСУ Валерий Залужный, – сильно снижают потенциал ВСУ. Отсутствие электроэнергии подрывает моральный дух украинских солдат, затрудняет подготовку резервов и нарушает военное, политическое и административное управление».
У России – новое оружие
Все образцы вооружения и военной техники, которые сейчас применяются в спецоперации, прошли проверку в Сирии. Без этой проверки, а затем доработки, модернизации – нам было бы сейчас очень трудно.
Именно сирийский опыт позволил государственной корпорации «Ростех» увеличить объём выпускаемой продукции, поставляемой в зону спецоперации, по некоторым позициям в разы, по другим – в десятки раз. Речь идёт о бронетехнике, высокоточных комплексах и различных боеприпасах. В том числе к РСЗО.
Впервые в боевых условиях применяются танки Т-90М «Прорыв-3», в которых имеется панорамный прицел командира. Это позволяет командиру оценивать обстановку на поле боя на одном уровне с наводчиком-оператором. При
этом данный прицел совмещён с дистанционной пулемётной установкой, что даёт возможность командиру вести стрельбу со своего рабочего места по живой силе противника независимо от работы наводчика-оператора.
В конце декабря завершилось боевое слаживание подразделений, вооружённых танками Т-14 «Армата». Этот танк обладает рядом уникальных характеристик: он способен перехватывать противотанковые снаряды и ослеплять ПТУР, используя «дымометаллические» завесы, распыляя металлические частицы. Уже не вызывает сомнения, что ракетный комплекс «Искандер-М» – по-прежнему лучший комплекс в своём классе в мире и способен применять как баллистические ракеты, так и крылатые ракеты с одной пусковой установки, не оставляя противнику никаких шансов в радиусе до 500 километров.
При этом он крайне мобилен и скрытен.
Нашим военным удалось хорошо изучить параметры полёта ракет НIМАRS. Это позволило создать новое программное обеспечение для уничтожения снарядов НIМАRS. Раньше оператор «Бук-М3» захватывал на радаре снаряды вручную, что очень осложняло работу специалистов. Теперь удалось исключить участие человека из процесса борьбы с НIМАRS – всё выполняет компьютер.
ВС России начали широко использовать многофункциональный оптико-электронный комплекс «Ирония». Он быстро выдаёт дальность и координаты целей, по которым ведёт огонь артиллерия и авиация.
Потери украинской экономики
Высокоточным оружием большой дальности поражено 1300 критических объектов военно-промышленного комплекса, в том числе более 400 крупных предприятий ВПК.
Уничтожено авиастроение, судостроение, электронная промышленность и другие критические важные отрасли производства. Экономисты оценили потери ВВП Украины от военных действий в 35 процентов. От погружения в хаос
страну спасают исключительно западные субсидии, но это лишь частично решает вопрос со стабильностью финансовой системы. Тот факт, что госдолг страны превысил 107,46 млрд долларов США, свидетельствует о полном банкротстве Украины.
Обозреватели «Вашингтон пост» пишут: «Украина потеряла доступ к ископаемым общей стоимостью 12,4 трлн долларов: 63 % залежей угля, 11 % месторождений нефти, 20 % месторождений природного газа, 42 % залежей металлов и 33 % месторождений мелкоземельных элементов. Некоторая доля этих ресурсов отошла России в 2014 году в результате воссоединения с Крымом. Также Украина лишилась крупных месторождений урана, золота и известняка.
Теперь, когда энергетические системы разрушены, Киев и его партнёры сталкиваются с головокружительной проблемой. Ключевые столпы экономики – добыча угля, промышленное производство, информационные технологии – не
могут функционировать без электричества или интернета».
НАТО на Украине
США и их союзники последовательно наращивают объёмы военной помощи Киеву для придания конфликту затяжного характера. Совокупная зарубежная финансовая помощь Украине составила почти 100 млрд долларов. В поставках вооружения наиболее значительный вклад вносят США, Великобритания, Польша и Румыния.
Всего с начала специальной военной операции страны Запада передали Киеву четыре самолёта, более 30 вертолётов, свыше 350 танков, около 1000 ББМ, не менее 800 бронеавтомобилей, а также до 700 артиллерийских систем, 100 единиц РСЗО, 130 тысяч противотанковых средств, свыше 5300 ПЗРК и не менее 5 тысяч беспилотников различного назначения.
На стороне ВСУ воюют западные ЧВК и военные инструкторы. Американцы практически в режиме реального времени передают спутниковые и иные разведданные украинскому командованию, участвуют в планировании и осуществлении боевых операций.
Но надежды на натовскую технику не оправдываются.
Наши войска уничтожают пусковые установки HIMARS ударами с воздуха, а снаряды HIMARS успешно сбиваются зенитно-ракетными комплексами средней дальности «Бук-М2», «Бук-М3» и «Тор-М2».
Мокрая осень и слякотный декабрь сразу показали, чья техника создавалась для войны, а чья – на продажу в арабские страны. Американские бронетранспортёры М-113, французские VAB, турецкие KIRPI, британские MASTIFF часто выходят из строя. При минусовой температуре у бронетехники не заводятся двигатели, а «резина» колёсной техники не выдерживает относительно слабых морозов.
Финал близок
В конце декабря 2022 года состоялось расширенное заседание коллегии Минобороны России, в котором принял участие Президент Владимир Путин. Верховный главнокомандующий поставил новые задачи перед Вооружёнными силами.
«Необходимо совершенствовать систему управления и связи, чтобы обеспечить устойчивость и оперативность управления войсками в любых условиях».
Ещё одна задача – беспилотники должны быть во всех звеньях армии, а возможность получать информацию с них нужно реализовать для каждого бойца. «Цель должна засекаться максимально быстро, а информация – передаваться для нанесения удара в реальном времени», – поставил задачу Путин.
Министр обороны Сергей Шойгу, в свою очередь, отметил, что приоритетная задача на 2023 год – продолжить специальную военную операцию до полного её завершения.
Ещё несколько высказываний Путина о СВО: «Гарантией нашей безопасности может быть исключительно армия и флот. Благодаря этому мы возвращаем сегодня свои исторические территории»; «Разница между нами и теми, кто нам противостоит, заключается в том, что украинский ВПК если не обнулился целиком, то стремительно к этому движется, собственной базы скоро не останется. А у нас она только растёт».
Отвечая на вопрос журналистов об угрозе затяжного характера вооружённого конфликта, Владимир Путин сказал: «Интенсификация боевых действий ведёт к дополнительным потерям – курочка по зёрнышку клюёт».
То есть идём к победе не стремительно, но понемногу. Что и наблюдается сейчас в зоне боевых действий.
Эта мысль прозвучала и на встрече начальника Генштаба России Валерия Герасимова с военными атташе в декабре прошлого года. Герасимов сказал, что, несмотря на оказываемую Западом масштабную военную и финансовую помощь киевскому режиму, направление в район конфликта наёмников, Вооружённые силы России продолжат плановое проведение специальной военной операции.
Я солидарен с теми военными экспертами, которые считают, что СВО на Украине будет продолжаться до разгрома Киева. Людских ресурсов нацистам хватит ещё максимум на один год. После этого денацифицировать и демилитаризировать будет уже некого.
Олег Иванович БЕДУЛА,
полковник в отставке