Современное поколение, по крайней мере в «цивилизованных странах», в массе своей не ценит того, что имеет. Пресыщенность и переизбыток рождают сытое самодовольство и опасное чувство неизменного благополучия, ложное мнение, что всё существует «само по себе», чтобы удовлетворять наши «естественные потребности».
Недавно случилось мне просматривать фотографии Москвы более чем столетней давности. И вот я с изумлением заметил, как много людей тогда ходило по Москве… без обуви. Конечно, летом, в основном беднота и детвора, но всё же… Ходили босиком не для того, чтобы «слиться с природой» или соответствовать «зелёной повестке», а просто потому, что обувь – вещь дорогая и ценная, и не всякий мог позволить её иметь. По той же причине великое множество людей на Руси ходило в каких-то обмотках, опорках, онучах, лаптях и т. д. Нынешней молодёжи даже странно, наверное, будет об этом слышать, но ещё каких-нибудь сто лет назад сельский житель, идущий в храм, – шёл босиком, а обувь нёс отдельно, чтобы поберечь её и обуться только перед тем, как войти в дом Божий.
Крыша над головой, еда, одежда, всякий полезный и хороший предмет – всё это воспринималось как дар Божий, которым нужно дорожить. Ну а те, кто по той или иной причине лишались этих даров или жили в скудости, – особенно понимали, что это именно дар, и с особенным трепетом относились и к тому малому, что имели. Отсюда эта уже почти ушедшая и оставшаяся разве что у стариков привычка – собирать после трапезы крошки со стола и не выбрасывать их, а съедать с благодарностью и благоговением.
Потому что отношение к хлебу было не только бережное и уважительное (как к плоду человеческого труда), но и благоговейное, как к дару Божественной благодати, в осознании того, что человеческий труд, не будучи благословлённым, бывает безплоден и горек. Это смыслы, которыми испокон веков жил человек, стремящийся пребывать в согласии с Богом.
Наше время, кроме прочего, отметилось тем, что человек изобрёл способы, условно говоря, перепроизводства по всем направлениям и во всех областях. Начиная с еды и лекарств, заканчивая товарами «народного потребления» – одежда, автомобили, всевозможная бытовая техника и т. д.
Всё это для «прогрессивной» части населения земли создало переизбыток материальных благ, следствием чего стала утрата веры, страха Божьего, благоговения. Люди перестали ценить то, что имеют, считая всё перечисленное уже не дарами Божиими, а «благами цивилизации», как будто без Божьей помощи всё это изобилие могло бы осуществиться.
Но для чего же Господь попустил такое изобилие и перенасыщение материальными благами для определённой части человечества? Конечно, для того чтобы те, кто научились эти блага производить с избытком, научились в то же время делиться ими с теми, кто имеет недостаток благ.
Ведь это очень простая мысль, согласитесь. По сути, не так велика наша матушка-земля и не так много нас всех – людей, вместе взятых, чтобы эту заботу не об отдельных группах «избранных людей», а обо всех в целом взять на себя сознательно и с ответственностью. Потому что стыдно зарывать в землю сотни тысяч тонн продуктов, товаров и предметов первой необходимости в то время, когда миллионы людей нуждаются в этом.
Это тем более стыдно в наше время, когда те самые «достижения цивилизации» в области коммуникаций уже объемлют собою весь мир, и почти нет таких мест, куда невозможно было бы доставить всё необходимое для устранения нищеты, для доброй и спокойной (во всяком случае, в материальном отношении) жизни. Но мы этого не делаем. И главный орган, призванный во многом именно к этому, то есть ООН, занимается зачастую просто какой-то чепухой по сравнению с важностью этих главных задач и проблем, переливанием из пустого в порожнее или лоббированием корыстных интересов коллективного Запада.
Опасность такого отношения к жизни заключается в том, что отсутствие благоговения и благодарности Богу за Его дары, деятельного милосердия и разумного воздержания приводит раньше или позже к вразумительному наказанию, к отнятию тех самых «благ». Чтобы в отсутствии элементарно необходимого человек осознал свою немощь и крайнюю нужду в высшей, Божественной помощи. Наказание здесь не самоцель, но средство возвращения человека на определённую ему стезю покаянного преображения собственной жизни и постепенного приведения её в согласие с Богом.
А если всё это будет, то и труды наши будут благословенны, и изобилие будет восприниматься как возможность для проявления милосердия, а пресыщение – как грех, с которым надо бороться. А нормой будет считаться разумное воздержание и «возделывание земли своего сердца», с тем чтобы эта «земля» приносила добрые и святые плоды Духа – «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание» (Гал. 5, 22).
Именно эти плоды доставляют человеку подлинную радость и осознание полноты жизни. И именно этих плодов, если мы внимательно посмотрим внутрь себя и вокруг, – не хватает нам в первую очередь.
Священник
Димитрий ШИШКИН