Христос в степях Монголии

Во время паломничества большое, если не основное, внимание уделяется его участниками собственному духовному состоянию – какой смысл пускаться в путешествие, если во время него будут разногласия, раздражительность, ссоры? Одним из плодов для участников благого начинания, по убеждению и опыту отца Антония Гусева, настоятеля СвятоТроицкого храма в Улан-Баторе, будет «глас хлада тонка»: тихий, светлый настрой, доброе отношение друг к другу, готовность помочь – это очень помогает молитве.
Серб Иван, один из попечителей Свято-Троицкого собора, по-доброму поразил своим отношением к посту: несмотря на смягчённые правила соблюдения поста для путешествующих, Иван соблюдал его очень строго. Что обрадовало гораздо больше – действовал он по правилу апостола Павла: «Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял Его. Кто ты, осуждающий чужого раба?» (Рим. 14, 3–4).
Иван объяснил свою строгость к себе и отношение к другим.
– Я по образованию инженер-теплотехник. Больше 20 лет назад приехал в Монголию по контракту, работал тогда в одной югославской фирме.
Хотел поработать год-другой, накопить денег на переезд в Новую Зеландию и там открыть своё дело. Но каждый раз откладывал отъезд: то коллеги просили остаться, то сам оставался. Кончилось всё тем, что познакомился с русской девушкой из Читы, мы полюбили друг друга и поженились.
Основал свою небольшую фирму по производству и монтажу теплового оборудования. Семью затем перевёз в Сербию, а сам, получается, живу на два дома: дом в Сербии, а работа – в Монголии. Так вот и езжу. С другой стороны, только работой моё нахождение в Урге не обусловлено: с тех пор, как я стал прихожанином Свято-Троицкого храма, Ургу я воспринимаю как родную землю. Да, можно смело сказать, что Христа я стал лучше узнавать именно в степях и пустынях Монголии.
Если раньше Православие для меня было чем-то, скажем так, традиционно-народным – обычаи, традиции, праздники (крестная слава, Рождество, Пасха), – то только здесь я начал понимать, что за всеми обычаями и традициями стоит что-то или Кто-то, Кто гораздо больше и важнее. Слова «Сыне, даждь Ми сердце твое» (Пр. 23, 26) зазвучали по-иному. Когда сердце твоё с Богом, жить гораздо интереснее. Вот я и пытаюсь жить с Христом. Иногда, думаю, получается. И без нашего Троицкого храма я себе жизни просто не представляю. Если можешь хоть чем-то помочь – почему, спрашивается, этого не сделать?
Я уверен: нахождение образа Божией Матери на монгольской земле будет большим утешением для христиан.
Речь ведь совсем не о художественной ценности иконы, не о красках или дереве, на котором она написана. Мы знаем из истории «Самонаписавшегося» образа, что Богородица через него помогала людям найти путь к истинной вере – были случаи обращения ко Христу иноверцев и инославных, да и многие православные начинали по-настоящему относиться к своей вере. Богородица не оставляет нас Своей заботой, любовью, состраданием – вот что я хочу сказать.
Видимым доказательством этого и служит икона, которую мы принесли в Ургу из России.
Пути у Господа интересные: как я мог подумать, что здесь, в Урге, встречу свою любовь, будущую супругу, что именно здесь всерьёз начну задумываться о Боге? Какая уж там Новая Зеландия… Впрочем, не удивлюсь, если Бог всё повернет так, что будет ещё интереснее и радостнее. Давно уже понял справедливость поговорки: «Если хочешь насмешить Бога, расскажи Ему о своих планах». Так что вновь и вновь напоминаю себе: «Да будет воля Твоя» – Бог всё устроит так, чтобы ты шёл к Нему, ко благу, к радости, – только верь Ему.
Совсем грустно, думаю, будет тогда, когда Христос для тебя – это только традиции и обычаи. Быть православным, «потому что так принято» – что может быть пошлее? А сколько монголов я узнал за это время, которые, став православными, выбрав Христа сердцем, могли бы дать фору многим «православным по рождению»! Кстати, это касается и соблюдения поста. Если я могу хоть в малом быть построже к себе, почему этим не воспользоваться? А строгость к себе необходима, и речь далеко не только о пище, желудке: ты вот попробуй не осуждать ближнего – вот это будет сильно.
Вот я и пытаюсь: вдруг получится?
Тут Иван засмеялся и предложил всем какую-то огромную байкальскую рыбину, которую приобрёл по пути. Вкусную!

Пётр Михайлович
ДАВЫДОВ