Более двух тысяч лет назад «Слово стало плотию». Где открывается нам эта тайна сегодня? Прежде всего – в Евхаристии и Евангелии. Как говорит святой Иоанн Златоуст, Тело Христово, которому мы причащаемся за литургией, – то же самое Тело, которое возлежало в яслях и которое было простёрто на Кресте. Церковь созерцает Сына Божия в уничижении: Он приходит на землю – не землю живых, Он приходит к нам, чтобы Самому умереть. Он должен жить среди грешников, и самое невыносимое – Он должен нести на Себе грехи всего мира. В этом уничижении поклонимся Его любви, которая свела Его на землю с небес, и не пройдём мимо Его величия в этом Его уничижении. Не разделим то, что Бог соединил, в исповедании веры нашей и в жизни нашей! В мире холодно и темно, но благодаря этим яслям и этому Телу Христову, невозможно поверить, что Бог нас не слышит, что крик человеческого сердца уходит и всегда будет уходить в пустоту.
Невыносимая скорбь на земле, но Бог зовёт меня не только в скорбных обстоятельствах, не только тогда, когда жизнь меня теснит, а в самом корне моей жизни, в самой глубине и прежде всего в тот счастливый момент, когда я появился на свет. Он больше, чем я, хочет, чтобы мне было хорошо, и можно сказать: «Я любим, поэтому я существую». Но и в скорбных обстоятельствах, и в страдании, и в смерти нашей – с нами Бог. Нас ради рождается Отроча младо – в хлеву, на соломе, – и живёт жизнью, исполненной трудов и страдания. Нас ради умирает Он на Кресте и воскресает, и входит в славу Свою. Что сказать нам, что сделать, как принести Ему золото заповедей – Царю, Который правит не силою, но любовью, не жезлом, но Крестом! И ладан принести, как благоухание богослужения, в котором Царь царствующих и Господь господствующих служит человеку, когда человек совершает служение Богу. И смирну – миро для Того, Кто умрёт, дар, который жены-мироносицы принесут рано утром, в третий день после распятия, чтобы помазать Тело Иисусово.
Золото и смирну – нашу жизнь и нашу смерть, нашу верность Ему до смерти принесём с ладаном сегодняшнего нашего праздничного богослужения Евхаристии, чтобы каждый из нас мог сказать: «Его Тело – моя пища, Его Кровь – моё питие, Его смерть – моя жизнь, Его немощь – моя сила, Его Крест – мой покой, Его страдания – моя радость». И страданием, крестом, немощью, всею жизнью и смертью нашей приобщимся Святым Христовым Тайнам, восходя к огненной радости Господней. Чудо Рождества не только в том, что с нами Бог, не только в том, что «Ты для меня, Господи, и я для Тебя», но в том, что «я – в Тебе: как Ты во Отце, как Он в Тебе, так хочешь Ты запечатлеть Себя во мне». Я для Тебя, Тобою, и я – в Тебе. Я живу в Тебе, я – часть Тебя, я – кость от костей, плоть от плоти Твоей.
И ещё праздник Рождества открывает нам тайну Воплощения Божия в тайне Евангелия. «Слово стало плотию» – это относится, по свидетельству святых отцов, и к Евангелию, где Бог говорит с нами на человеческом языке. Жизни земной и вечности не хватит нам, чтобы созерцать Писание, слушать слово его, которое – в молчании Богомладенца. Этот Младенец в яслях – в неприступном величии, и одновременно такой доступный, такой знакомый – как Евангелие, к которому мы привыкли и можем легко его взять в руки и перечитывать, сколько хотим и, самое страшное, может показаться – как хотим. Ирод призвал первосвященников и книжников, знатоков Писания,
и эти учёные богословы могли сказать ему, что, согласно Писанию, Христос родился в Вифлееме. Однако те, кому была открыта эта истина, не последовали за языческими мудрецами и уподобились Ироду, осудив Спасителя мира на смерть. Они боялись быть вытесненными из религиозного порядка жизни Первосвященником Христом, как Ирод боялся быть вытесненным из политического порядка Христом Царем. И ныне современный синедрион окружает безразличием и враждою Господа и Церковь Его, создавая такую атмосферу жизни, где всё труднее увидеть суть и свет. Но Промысл Божий продолжается всегда, и нам надо быть чуткими к тайне, остерегаясь слияния с миром. Ибо как только волхвы покинули смятение Иерусалима, они снова сделались способными созерцать звезду.
«Берегитесь, – говорит святитель Филарет Московский, – чтобы Христос, Которого вы познали в слышании слова Божия и общением таинств, не скрылся от вас в Свою недосягаемую недостижимость, чтобы слово Его, посеянное в сердце вашем, не похитил враг, и оружиями, хотя не жестокими, как прежде, но столь же опасными, сколько они тонки, не истребил в вас небесного рождения».
Через многие горькие испытания прошла наша Церковь. И сегодняшние – среди всеобщего растления, среди насилия и лжи – действительно опасны и тонки, и предвещают ещё более страшные. И наставления святителя Филарета сегодня звучат для нас особенно внятно: «Как имеющая во чреве осторожно ходит и действует, сохраняя зачатый плод, так и вы, ходя и действуя в мире между людьми, осторожно прикасайтесь ко всему и сообщайтесь, дабы ничто не могло изринуть из сердца вашего сладкой памяти и любви нам данного Младенца и зачатого в нас Духа спасения, которое да совершит Господь Бог благодатию Своею, вселяясь верою в сердца ваши и обитая в них вовеки».
Протоиерей Александр ШАРГУНОВ