Очень душевная церковь в Надовражино

Каждая наша русская церковь всегда заметна в пейзаже – городском ли, сельском – в любом. Но эта особенная.
И хороша во все времена года: зимой – в белокипенном снежном покрове, весной – на изумрудном луговом ковре. Глядеть – не наглядеться!

Давайте зайдём в этот храм, пройдя через арочные врата, где на белокаменном фронтоне старорусской вязью высечена надпись о том, что храм Рождества Пресвятой Богородицы сооружён здесь в 2001 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
Храм по размерам небольшой, но сооружён по всем правилам и канонам православного зодчества. Но где же колокольня? Этот вопрос сразу возник у меня, потому что при виде церкви глаз привычно ищет стройную высокую башню-стрелу. Да вот же она! Но совсем в другой форме. Здесь колокольня – это звонница, на которой вывешены несколько колоколов с крестовым надвершием. Издали храм можно сравнить с гигантским кокошником, как будто он явился нам из какой-то знакомой с детства сказки. И встал здесь прочно, крепко и надолго.
Не устремился вверх, а широко расположился по горизонтали.
Такая оригинальная архитектура придала храму объёмность и некоторую приземистость. А на самом деле – основательность и крепость стояния на земле. Подобных храмов в таком стиле в наших подмосковных местах немного. Разве что церковь в Абрамцево имеет отдалённое сходство с надовражинской.
Эта храмовая архитектура ближе к церквам Новгорода или Пскова, выстроенным в раннехристианском духе церковного зодчества в России. Таким задумывался храм в Надовражино, таким он и получился под руководством известного архитектора Андрея Анисимова вместе с коллегами из созданной им «Гильдии храмоздателей».
Надовражино – древнее поселение. Первое упоминание о нём относится ещё к началу XVII века. Тогда это была пустошь Надовражная, и принадлежала она Григорию Пушкину, одному из предков А.С. Пушкина. А уже в первой трети XVIII века здесь была построена деревянная церковь во имя Николая Чудотворца. Церковь дважды горела, и в конце XVIII века в селе была выстроена новая каменная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Построила её местная помещица, коллежская советница Пелагея Павловна Дурново.
Село Надовражино имеет и творческие истоки, потому что связано с именами Александра Блока и Андрея Белого, гостивших по соседству в этих дачных местах и даже посвятивших этому храму своё творческое вдохновение.

Мой старый храм! Как сердцу вожделенен
В твой тёмный рай замедленный возврат!
Всё то, чем мир для сердца многоцветен,
Я приношу к ступеням алтаря.
И мой восторг, как золото, нетленен.

Эти строки поэта Сергея Соловьёва посвящены именно старой надовражинской церкви. Она дожила в Надовражино почти до Великой Отечественной войны.
Понятно, что в богоборческие времена церковь не могла уцелеть: её варварски взорвали в 1937 году. А кирпичи окрестные жители понемножку растащили по дворам. Кстати, несколько таких кирпичей было найдено при строительстве в 2001 году. Их сохранили и бережно вмуровали в церковную ограду. И теперь старинную кладку можно увидеть в стене слева от входа.
Внутри – иконостас алтаря, купол с ликом Христа, стенная роспись нежно-голубого колорита, выполненная иконописцами из Владимира. Иконы. Одна из икон особо приметная. Это икона местночтимой святой Татианы.
Когда церковь была построена, на службы потянулись местные жители, и одна из совсем древних старушек рассказала о том, что здесь когда-то жила некая Татиана Фомичёва, которую почитали святой за праведную жизнь. Даже её фотографию, сохранённую каким-то чудом, принесла. Навели справки, и оказалось, что действительно в Надовражино жила такая женщина, которая была причислена Русской Церковью к лику святых в 2010 году.
Сразу же возникла мысль заказать икону св. Татианы.
И именно тем мастерам – владимирским, что расписали церковные стены храма. Так здесь появилась икона святой мученицы Татианы из Надовражино. При жизни она жила в Борисоглебском женском монастыре неподалёку отсюда в селе Аносино. Приходила Татиана и домой в сельскую церковь, ведь во младенчестве она была крещена в Надовражино. Стала послушницей, готовилась принять монашеский постриг. Но грянула революция, а вместе с ней начались и гонения. Монастырская обитель была разрушена, а Татиану вместе с другими монахинями арестовали, и не один раз.
Потом лагерь и даже освобождение, которое оказалось недолгим. 25 ноября 1937 года Татиану вновь арестовали, снова лагерь, где она и приняла мученическую кончину от голода.
Но в истории ничего не пропадает втуне, и вот через много десятилетий лик святой мученицы Татианы вновь засиял в её любимой церкви…
 И здесь возникает главный вопрос. Храм стоит в деревне вот уже более двадцати лет. А кто инициатор, кто придумал эту идею – построить церковь здесь, в Надовражино, для всех жителей деревни?
Пора уже сказать, что храм этот появился благодаря усилиям, стараниям и энтузиазму семьи Крутовых. Организаторов, руководителей и издателей нашего журнала «Русский Дом» – Александра Николаевича и Ирины Владимировны. Помните, в начале этого текста говорилось о надписи на фронтоне храма? Там есть продолжение фразы: храм Рождества Пресвятой Богородицы сооружён «трудами наместника Московского Сретенского монастыря архимандрита Тихона и рабов Божиих Александра, Ирины, Николая Крутовых».
Конечно, близкий круг друзей и знакомых, окрестные жители знали о том, что Крутовы построили храм в подмосковной деревне. Но особенно об этом событии не распространялись: ну, построили и построили, слава Богу. Но сейчас, глядя, как живёт, процветает храм, как на службы в нём течёт пусть не бурный, но постоянный людской ручеёк, как играет яркими лазурными красками его только что отремонтированный купол – захотелось рассказать о его создателях и нашим читателям.
История постройки церкви такова. Семья Крутовых давно уже вынашивала мысль о строительстве храма в этой деревне. Они не только мечтали, но и действовали: приобрели земельный участок в Надовражино с расчётом на строительство храма. Но где строить, в каком месте участка? Помог о. Тихон (Шевкунов), ныне митрополит Псковский и Порховский. Походил-походил по участку, остановился в глубине его и сказал: «Будем строить здесь».
Так благословение было получено, и строительство началось.
И сразу же случилось событие, которое иначе как чудом не назовёшь. Через несколько дней Ирине раздался телефонный звонок от строителей: «Мы алтарём случайно вышли прямо на какую-то старую кирпичную кладку».
Так и узналось, что именно на этом месте раньше была церковь. Строители при раскопке земли наткнулись на её бывший фундамент. Это потом уже нашли архивные материалы, да и деревенские старожилы рассказали, что здесь когда-то стояла церковь. Вот на неё-то и вышли строители.
И прямо на месте прежнего разрушенного старинного храма вырос новый как продолжение православной истории небольшой деревни на подмосковной земле.
У Александра Николаевича много деяний. Слово «деяние» может показаться излишне пафосным, но и просто трудами его деятельность не назовёшь. Строительство храма – это только одно из них. В его жизни была и блестящая журналистика, и чернобыльские испытания, и депутатство в российской Думе, и создание крупного православного телеканала. Сейчас, не в самые благоприятные времена для печатного издания, благодаря неустанной поддержке наших читателей они вместе с женой Ириной выпускают «Русский Дом». А.Н. Крутов возглавляет Международный фонд славянской письменности и культуры и Фонд русской культуры.
В прошедшем году Александр Николаевич отметил важные знаменательные даты – 21 год со дня создания церкви в Надовражино, 25 лет журналу «Русский Дом» и своё 75-летие.
Среди множества наград, государственных, профессиональных и общественных, недавно у него появилась новая – орден блгв. князя Даниила Московского, вручённый ему в Успенском соборе Московского Кремля Патриархом Кириллом. Вручая орден, Патриарх сказал: «…надеюсь на продолжение нашего соработничества».  Такое признание заслуг дорогого стоит.
И ещё одно тёплое поздравление в дни юбилея получил Крутов от митрополита Тихона (Шевкунова): «Не могу не сказать ещё об одном – необычайно важном.
Семья. Жена Александра Николаевича Ирина Владимировна – великая женщина. Великая потому, что исполнила главную заповедь Божию о жене, которую редкой супруге удаётся исполнить во всей полноте: «Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, по нему». (Быт. 2,18). Без этого помощника, без Ирины Владимировны, уверен, не устоял бы "Русский Дом" Александра Крутова».

***

...В эту деревенскую церковь приходит не так много народу: она всё же далеко расположена от многолюдного поселения. Да и деревня теперь уже стала дачным посёлком. А старинное название Надовражино – сохранилось!
И от этого, наверное, становится таким вдохновенным пастырское служение о. Валентина Васечко, который приезжает сюда из Москвы, чтобы провести церковную службу. А если нужно – окрестить младенца, кого-то повенчать, принять исповедь, совершить Таинство причастия. Словом – заняться обычной церковной деятельностью, такой необходимой для каждого православного храма. Постоянного церковного хора в Надовражино нет, но опять выручает батюшка: привозит на службы семью – матушку Иулию, сына Николая и дочку Танечку, а порой и сестру – матушку Любовь из Твери.
Так трогательно слушать, как возносятся ввысь звенящие детские голоса, чисто выводящие ноты молитвенных песнопений.
Отец Валентин отмечает, что акустика в храме замечательная!
Не ошибусь, если скажу, что храм в Надовражино нравится всем, кто в нём побывал хоть раз. И тому свидетельством отзывы посетителей: «Очень душевная и уютная церковь».
«Простой деревенский храм. Отношение служащих в нём замечательное».
«Красота Божия».
Лучше и не скажешь…

Надежда Валентиновна ПАВЛОВА