10 ноября 1917 года по новому стилю стало для России и Русской Церкви особым днём. С одной стороны, ровно 105 лет назад именно в эти часы в самом сердце Третьего Рима – Московском Кремле – лилась кровь. С другой – в то же самое время определялась судьба Русской Церкви: Всероссийский Поместный Собор принимал решение о возрождении, впервые после эпохи западнических петровских реформ, Московского Патриаршества.
Из выступления на Соборе священномученика Митрофана, архиепископа Астраханского и Царёвского: «Дело восстановления Патриаршества нельзя откладывать: Россия горит, всё гибнет.
И разве можно теперь долго рассуждать, что нам нужно орудие для собирания, для объединения Руси? Когда идёт война, нужен единый вождь, без которого воинство идёт вразброд...»
Решением о восстановлении Патриаршества Поместный Собор, объединивший свыше пятисот делегатов от всех епархий, вопреки чаяниям околоцерковных либералов-обновленцев, значительно укрепил Русскую Церковь.
Явленная всему миру православная соборность не стала синонимом западной демократии, погубившей Российскую империю и подготовившей почву для начала трагической эпохи большевистского террора. И это несмотря на то, что либеральное Временное правительство безуспешно пыталось превратить Православный Собор в псевдоцерковный обновленческий фарс.
«И когда здесь сто лет назад собрался Собор, то первое, что решили совершить его отцы, – восстановить Патриаршество в Русской Православной Церкви. Но как всегда бывает при обсуждении столь судьбоносных вопросов, были противники и восстановления Патриаршества, и освобождения Церкви от государственного контроля. Разные раздавались голоса, но непреклонной оказалась воля Собора...» Действительно, благодаря подлинной, традиционной русской соборности в те самые дни, когда воинствующие безбожники захватывали власть в стране, наша Церковь обрела своего Предстоятеля. Уже 18 ноября по новому стилю Святейшим Патриархом был избран святитель Тихон (Беллавин). И это стало зримым символом того, что православный народ обрёл своего земного заступника. На фоне революционной трагедии возродилась традиционная русская церковность.
По материалам Царьграда ТВ