Что там – за порогом смерти? Верит ли человечество в воскресение умерших или не верит, как это было во времена земной жизни Спасителя, – в глубине души своей оно не может не задаваться этим мучительным вопросом. Мы же, христиане, не как прочие, по слову апостола, не имеющие упования, призваны видеть в смерти торжество жизни.
И святая Церковь, ещё здесь на земле, благодатью Христовой даёт нам узнать, что жизнь будущего века совершенно отличается от нынешнего. «В ней не женятся, не умирают и не могут умереть, – говорит Христос. – Там люди будут во всём подобны ангелам, сынам Божиим».
Сам Бог, явившись Моисею в огненной купине, называет Себя Богом Авраама, Богом Исаака, Богом Иакова. Богом не мертвых, но Богом живых. «Ибо у Бога все живы», – говорит Христос.
Что это значит? Это значит, что свидетельство воскресения – в Самом Боге. И эту ничем не разрушимую связь Бог восхотел установить между Собой и человеком. Бог – абсолютная полнота жизни, познания и любви. И эту жизнь Он хочет разделить с нами, предавая Себя нам в служении. Если есть такой человек, который до такой степени соединён с Богом, что Бог говорит: «Я Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова», если этот человек до такой степени принадлежит Богу и Бог ему принадлежит, такой человек не может никогда перестать существовать. Он участвует в полноте жизни, воспринятой им от Бога. И он будет жить вечно в Божественной любви. Поистине Бог есть Бог живых, ибо все живы Им. Несомненность воскресения – Сам Бог, дающий его в даре любви, которой Он влечёт к Себе.
Так было уже в Ветхом Завете, даже если богоизбранный народ не сознавал этого, и во времена земной жизни Христа, даже до того, как Он вошёл в Свои Крестные Страдания. В смерти и воскресении Человека, Который есть Сын Божий, Бог даёт решительное и ослепительное доказательство этой тайны. Для того, кто живёт Христом, для того, кто связан с Ним узами неколеблющейся любви, для того, кто каждый день может повторять с апостолом Павлом: «Уже не я живу, но живёт во мне Христос», – сомнение невозможно. Даже если воскресение – с точки зрения холодного рассудка – всегда остаётся за пределами постижения, союз любви, связующий его со Христом, свидетельствует изнутри о ином, о том, что Господь приведёт нас с Собой через смерть к жизни вечной. Где Христос, там и слуга Его будет (Ин. 12, 26).
Ибо всё стало иным для любящих Христа – и жизнь, и смерть. «Для меня жизнь – Христос, – говорит апостол Павел, – и смерть – приобретение» (Фил. 1, 21).
Что бы с нами ни произошло, мы Христовы, и Христос принадлежит нам. «Кто отделит нас от любви Божией во Христе Иисусе? Ни смерть, ни жизнь, – свидетельствует тот же апостол и вместе с ним все святые и все, чью память сегодня мы прежде всего совершаем – все воины православные, за веру и Отечество живот свой на поле брани положившие, и все от века невинно убиенные, – ни жизнь, ни смерть, ни настоящее, ни будущее – ни то, что в этом веке, ни то, что в грядущем». Мы молимся о упокоении всех наших воинов, начиная от тех, за которых молился преподобный Сергий Радонежский, совершивший первую заупокойную службу о павших на поле Куликовом; о тех, кто прославил Россию под Полтавой, на Бородинском поле, в битве под Сталинградом. Но сугубым образом сегодня наша молитва – о тех, кто в Новороссии, Малороссии сражается сейчас за нашу русскую землю и будущее всего человечества. Только бы дано было нам вместе с ними сказать: «Ибо никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя; а живем ли – для Господа живём; умираем ли – для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, – всегда Господни» (Рим. 14, 7–8).
А какое различие сохраняется ещё между жизнью и смертью? Господь всегда идёт впереди нас. Он по-прежнему союзом любви связует нас и ведёт нас с Собою всюду, куда бы ни шёл. Если такова Его любовь к нам, она не может никогда перестать, так же, как и наша жизнь с Ним не может прекратиться во веки веков.
Протоиерей Александр ШАРГУНОВ