Семьдесят пять и двадцать пять – СТО!

«Русскому Дому» – двадцать пять лет! А его главному редактору – семьдесят пять. Какие прекрасные цифры, и одна созвучна другой. Они означают, что лучшее время и лучшие силы своей жизни Александр Николаевич Крутов посвятил этому служению патриотического и духовного просвещения. Можно было бы сказать много похвальных слов о статьях и «передовицах» Александра Николаевича.
Но очевидно одно: всё опубликованное за 25 лет в журнале – и его труды.
Невозможно представить ни одного выпуска журнала без его главного редактора, открывающего каждый номер своим неравнодушным словом, дающим трезвую оценку событиям дня в свете Христовом. Как хотелось бы нам пожелать в эту славную дату, чтобы журнал «Русский Дом» стал визитной карточкой нашего русского дома – России! Но реальность, к сожалению, напоминает о другом. О том, как в 2003 году была закрыта одноимённая телепрограмма «Русский Дом». И о том, что миллионные просмотры чаще имеют издания, которые не учат любви к Родине и к Богу. Об этой реальности напоминал и постоянно напоминает каждый номер журнала.
«Русский Дом»! Мы должны осознать, какое значение имеет слово «русский». Особенно сегодня, когда идёт небывалая война всей называющей себя демократической части мира против всего русского, вплоть до запрета русской культуры и русского языка. Мы знаем, что в каждом человеке и в каждом народе подлинно – то есть единственно и неповторимо – только то, что связывает его со Всечеловеком Христом. И настоящим русским может быть назван только тот, чья жизнь отмечена хотя бы в малой степени христианским измерением. «Русский Дом», как и всякий дом, устоит только на камне, который есть Христос. Потому что сейчас идут такие дожди, такие разливаются реки и такие дуют ветры, что никакой дом не устоит, если он основан не на камне, а на песке.
С первых шагов для нового журнала наверняка был соблазн увлечься яркими картинками и образами в стиле «русское народное»: кокошники с сарафанами, гармони с балалайками да самовары с пряниками. Но велико ли утешение от этого, когда душа русского человека в беде? Журнал избежал этого соблазна.
Заслуга журнала «Русский Дом» – в стремлении давать подлинную оценку всему, что происходит в мире, раскрывать самое существенное. Это, во-первых, то, что сейчас мы переживаем сугубо апокалиптический момент истории. И, во-вторых, что, по пророческому слову святителя Филарета Московского и преподобного Амвросия Оптинского, Россия занимает в нём центральное место.
«Русский Дом» был основан уже после 1996 года, узаконившего беззакония 1991 и 1993 годов, – когда началась новая эпоха в жизни нашего государства. Но в течение этих двадцати пяти лет журнал давал глубокий трезвый анализ тех событий. Потому что без ясного понимания их мы не можем дать адекватную оценку происходящего сегодня. С самого начала «Русский Дом» помогал увидеть, что охватившая нас нравственная катастрофа в 90-е годы прошлого века не имеет аналогов в отечественной истории. При массированной пропаганде насилия и разврата, при гипнотическом воздействии средств массовой информации нашим соотечественникам, теряющим чувство нравственности, пытались привить отношение к самым страшным грехам как к нормальному явлению. «Плюрализм» всё более означал равенство добра и зла.
«Свобода» всё чаще обращалась в насилие с целью сломить сопротивление стыда, разума и совести, разбудить в человеке самые низменные инстинкты. Россия была поставлена (под предлогом освобождения от коммунизма) на грань уничтожения, а русский народ с его религией и культурой – на грань исчезновения в качестве этноса.
Было ясно, что эпидемия духовного распада, эпицентром которого в то время становилась Россия, в более изощрённых формах осуществлялась и на Западе. Вооружённый пропагандой растления «новый мировой порядок» уже оформлялся в мире, используя военные, политические и экономические методы (рост военной мощи США, политическое влияние Израиля, Евросоюз, война в Сербии, а позже и в Ираке). В сочетании с уничтожением России всё это открывало путь к образованию государства антихриста.
Мы понимали, что единственный способ удержать этот процесс – остановить уничтожение России. В этом смысле то, что сейчас происходит на Украине, находится в непосредственной связи с теми «лихими девяностыми» в нашей стране. Нынешняя гибридная война Запада с Россией объясняется не только его алканием наших природных богатств вследствие истощения и оскудения собственных, но более глубокими причинами. Мы уже не раз цитировали недавнее высказывание начальника британской разведки, связанное с началом специальной военной операции на Украине, о принципиальных различиях – идеологических и нравственных – между Россией и Западом в современном мире. Они заключаются в отстаивании Западом, как он говорит, «ценностей и завоёванных в нелёгкой борьбе свобод, в первую очередь прав ЛГБТ+». Разве мы не узнаём здесь пропаганду той свободы, которая была в России в конце прошлого века?
Суть этой свободы заключается в том, что человек, если он хочет реализовать себя до конца, не должен иметь никаких нравственных или религиозных ограничений.
Кажется, духовный смысл военной операции на Украине очевиден. Нам памятны слова известного архипастыря: «Они не пожалеют никаких миллиардов, чтобы не допустить возрождения России». Но происходит ли у нас сегодня освобождение от сатанинской антикультуры одновременно с антинацистской борьбой в Малороссии? Вот вопрос, ответ на который не может обойти «Русский Дом».
Может быть, самое главное достоинство журнала в том, что все памятные даты нашей истории и культуры находят здесь подробное освещение в свете православной веры.
Кому неизвестны две опасности. Первая – когда говорят, что всё происходящее сегодня с нашим Отечеством и в мире, – это политика, это то, что Церкви не касается. Сама Божия Матерь Своим участием в судьбах Православной Церкви и Отечества нашего через Свои чудотворные образы (Казанский, Владимирский, Тихвинский и многие другие) даёт на это ответ. А наши любимые святые, особенно такие, как священномученик Ермоген, святые благоверные великие князья Александр Невский и Димитрий Донской, преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский, святой праведный Феодор Ушаков, – разве можем мы их представить безучастными к судьбе России?
Вторая опасность заключается в очень малой воцерковлённости или даже полном отсутствии её среди тех, кто искренне любит Россию и исполнен решимости ничего не пожалеть ради неё. У одних – только жалобный стон с безсильной констатацией всё более ужасающих фактов и непонимание глубинного смысла происходящего. У других, видящих невозможность возвращения к недавнему безбожному
прошлому, – слишком внешнее обращение к Православию, которое для них не более чем традиционная идеология и вековая слава России. В лучшем случае, они, подобно ненавистным им «новым русским» (как называли их в 90-е годы прошлого века) могут зайти в храм, чтобы поставить свечку, не обременяя себя ни соблюдением постов, ни утренними и вечерними молитвами, ни посещением богослужений даже в воскресные и праздничные дни, ни исповедью, ни причастием. И потому, конечно, не случайно, что, говоря от имени Родины об ограбленном и нищем народе, они почти не обращали внимания на нравственный и духовный геноцид, продолжавшийся у нас не один десяток лет. На самом деле это означает, что они не видят главную беду русского человека и не видят его самого. И «Русский Дом» делает всё, что в его силах, чтобы помочь людям преодолеть эти опасности.
Конечно, «Русский Дом» не единственное патриотическое и православное издание. Не в нём одном обсуждаются волнующие всех любящих Россию вопросы. Но вот в чём суть.
Говоря, что грех как норма – самая страшная угроза человечеству сегодня, обратим внимание на одно очень интересное значение этого слова. Слово «грех», по-гречески «амартиа», означает стрельбу мимо цели. Мысль может быть мимо цели, когда мы ложно понимаем то или иное явление. Слово может быть мимо цели, поступок мимо цели, вся жизнь мимо цели, когда мы не осуществляем себя, не исполняем своего призвания, не достигаем Бога. Мимо – это и есть грех. Невелика заслуга, когда мы исполняем заповеди и говорим правду в девяноста девяти случаях, а в одном случае, самом трудном для нас, мы позволяем себе поступать по своей греховной воле.
Наши стрелы могут лететь почти в самую цель, но всё равно мимо – не в десятку, а в девятку, – всё равно торжество врага, враг нисколько от этого не страдает. Он знает наше уязвимое место, где он поразит нас насмерть. И только Господь Всемилостивый может защитить нас.
Вот в чём главный недуг большинства наших патриотических изданий. Когда мы говорим о «Русском Доме», особенно в его юбилейный год, то, может быть, немного перехваливаем его и порой желаемое принимаем за действительное. Но наше желание и наша молитва об одном – о том, чтобы всё было «в десятку». Если бы журнал «Русский Дом» был востребован не только в каждом храме, но в каждом киоске на каждой улице каждого города нашей России и если бы каждое слово его попадало точно в цель, – то многое бы начало меняться в стране и в мире.

Протоиерей
Александр ШАРГУНОВ