В ходе специальной военной операции отряды разминирования Вооружённых Сил РФ и МЧС выполняют задачи по очистке территории Донецкой и Луганской народных республик от взрывоопасных предметов. Сапёрами в первую очередь проверяются и обезвреживаются объекты социальной инфраструктуры. Среди них: мосты, путепроводы, объекты здравоохранения и энергообеспечения, водоснабжения, теплообеспечения. Для решения приоритетной задачи – возвращения мирных жителей – проверяются жилые дома.
Раны Мариуполя
После освобождения союзными войсками Широкино (пригород Мариуполя), российские сапёры в этом населённом пункте обезвредили более 20 тысяч взрывоопасных предметов. Гораздо большая работа предстояла в освобождённом Мариуполе, где практически каждый дом, каждая улица были нашпигованы минами, растяжками, ловушками, неразорвавшимися боеприпасами.
На въезде в город под одним из мостов через глубокий овраг сапёры обнаружили целый склад боеприпасов, всего около двух тонн. Националисты планировали взорвать мост, чтобы замедлить продвижение наших войск, но что-то им помешало. Склад был разминирован, а боеприпасы уничтожены в том же овраге.
Чтобы работы по разминированию шли быстрее, в аэропорту Мариуполя был образован центр по подготовке сапёров, которых российские специалисты начали готовить из числа резервистов – местных жителей.
Шеститонный «Уран-6» – новинка в инженерных войсках России. Он может работать при любых погодных условиях и на любой местности. Плотный грунт, снег, песок, даже скальный грунт ему нипочём. «Уран» выдерживает подрывы противопехотных мин всех типов, а также самодельных взрывных устройств мощностью до одного килограмма в тротиловом эквиваленте. Работать может до пяти часов при одной заправке.
Сапёру, чтобы выполнить такую же работу, потребовалось бы до месяца. …Колонной, друг за другом, «Ураны» выдвигаются к опасному участку. Роботы оснащены катковым, бойковым и фрезерными тралами. Именно с их помощью робот продавливает, перемалывает и разрезает, как масло, самый твёрдый грунт.
Первая опасная находка – противопехотная мина нажимного действия. Робот нашёл её в высокой траве и тут же обезвредил.
Этим роботом управляет боец народной милиции с позывным Янтарь. По образованию он экономист. Мужчина говорит, что опыт прежней работы очень пригодился в освоении военной специальности. Внимание к мелочам, строгий самоконтроль – это и для сапёра качества очень нужные.
А вот при разминировании завода «Азовмаш» в Мариуполе сапёры применили новейшие образцы сапёрного оборудования – с помощью гексакоптера с установленными оптическими датчиками и тепловизором были обнаружены кассетные снаряды от украинских «Точек-У», а также большое количество ручных противотанковых гранатомётов.
Приборы наблюдения позволяли обследовать большую территорию с воздуха.
Был также испытан новый локализатор взрыва, который позволяет обезвреживать взрывоопасные предметы в жилой застройке.
– Моей группе была поставлена задача по разминированию линий электропередач Мариуполя общей протяженностью 24 километра, – рассказывал Александр Громов. – Ежедневно группа обнаруживала более 400 противотанковых, противопехотных мин, артиллерийские снаряды калибром 120, 125, 155 миллиметров. Что важно, с момента освобождения города не было зафиксировано ни одного случая, когда бы на мине подорвался кто-то из местных жителей.
Спасибо ребятам за этот труд…
Взрывы были мощными
В это же время инженерное подразделение Новороссийской военно-морской базы Черноморского флота разминировало водную акваторию городского пляжа Мариуполя.
– Донные противодесантные мины нацисты установили не только на пляже, но и в акватории порта, а также вдоль всего мариупольского побережья, – рассказывал командир Новороссийской военно-морской базы контр-адмирал Виктор Кочемазов. – Всего наши сапёры нейтрализовали более 70 противодесантных мин. Работы по разминированию мы продолжили вдоль побережья Азовского моря. Всего было обследовано 50 километров и обезврежено более 300 различных боеприпасов.
На этих противодесантных минах подорвалось несколько украинских торговых судов. Тем не менее киевские власти не хотят разминировать побережье Чёрного моря – боятся русского десанта.
К этому нужно добавить, что специалисты Черноморского флота и инженерных войск в короткие сроки завершили разминирование и Мариупольского порта. В ходе разминирования было обследовано 134 сооружения, обнаружено и обезврежено свыше 12 тысяч взрывоопасных предметов и единиц вооружения, брошенного украинскими боевиками.
Мины – сплошным ковром
Несколько подразделений Международного противоминного центра под руководством полковника Игоря Павелко работают в Луганской народной республике.
– Украинские нацисты засыпали минами и самодельными взрывными устройствами практически каждый метр луганской земли, – рассказывает российский офицер с позывным Феникс.
– У одного из мостов мы сняли сразу несколько сот противопехотных мин. Они лежали сплошным ковром, через каждые 50 сантиметров.
Схожая ситуация была и у газопровода. Непосредственно возле самого газораспределительного пункта в большом количестве были установлены противотанковые и противопехотные мины.
Нами было снято порядка 80 противотанковых мин ТМ-62 различных модификаций: в металлическом корпусе и в пластиковом. Мину, выполненную в пластике, обнаружить миноискателем практически невозможно, прибор реагирует только на металлический взрыватель, а от него слабый сигнал.
На этом же газопроводе мы обнаружили противотанковые мины, под которыми были установлены ещё две.
Получается мощнейший заряд. При наезде техники на такую пирамиду, верхняя мина сработала бы как взрыватель и инициировала бы подрыв остальных.
Помощник министра внутренних дел Луганской Народной Республики Виталий Киселёв добавляет:
– Российские сапёры находили, извлекали и ликвидировали тысячи и тысячи мин американского, французского, британского, немецкого, норвежского, финского и даже литовского производства. Украинские нацисты минировали буквально всё: земли, здания, транспорт, коробки конфет, школьные детские качели… Особенно трудно шло разминирование шахты «Новодружеская». Здесь сапёры нашли и обезвредили множество мин, растяжек и снарядов. Спасибо вам, российские герои-сапёры, за этот труд.
По просьбам жителей С работы сапёров начинается мирная жизнь в освобождённых городах и посёлках Донбасса.
В селе Новолуганское Донецкой Народной Республики отступающие украинские войска заминировали все социальные объекты, засыпали противопехотными минами улицы, футбольное поле, детские площадки, школьный двор, парковую зону. «Это были нелюди», – говорят местные жители о солдатах-нацистах.
Сапёры союзных войск очистили село от взрывоопасных предметов.
Также по просьбе местных жителей российские сапёры обезвреживают от взрывоопасных предметов сёла и сельхозугодия в Харьковской области. Все боеприпасы, которые обнаруживали сапёры, они уничтожали в безопасном месте, подальше от домов жителей.
Единственное исключение – это те снаряды, которые нельзя было извлечь из земли. Такие с соблюдением требований безопасности уничтожались на месте.
Секрет «Змея Горыныча»
Самоходная реактивная установка разминирования УР-77 «Метеорит» (на базе САУ «Гвоздика») была создана для проделывания проходов в минных полях. Сейчас в Донбассе она делает то, что раньше вручную, рискуя жизнью, делали сапёры. За грохот при использовании и чудовищную силу взрыва УР-77 прозвали «Змей Горыныч». УР-77 на сегодняшний день – лучшая в мире система дистанционного разминирования. Экипаж состоит из двух специалистов – механика-водителя и командира-оператора.
Коварный «Лепесток»
В течение нескольких месяцев ВСУ вело массированные обстрелы Донецка, Ясиноватой, Макеевки, Пантелеймоновки снарядами, начинёнными противопехотными минами ПФМ-1.
«Будьте предельно осторожны. В городе обнаружены мины "Лепесток"», – раз за разом обращался к жителям Донецка мэр Алексей Кулемзин. В помощь жителям власти Донецка создали интерактивную карту местности с районами, наиболее заражёнными минами.
«Лепесток» – это лёгкая противопехотная мина. У мины небольшие размеры (длина – 12 см, ширина – 6,5 см), она имеет коричневый или зелёный окрас, поэтому её трудно заметить на почве или в траве. Масса взрывчатого вещества ПФМ-1 составляет 40 г. Этого недостаточно, чтобы убить, однако боеприпас способен оторвать ногу наступившему на него человеку.
На этой мине в Донбассе уже подорвались более 60 мирных жителей, в числе которых много детей.
ВСУ сознательно использует данные боеприпасы для терроризирования местного населения, нарушая Оттавскую конвенцию 1997 года о запрещении противопехотных мин, к которой Украина присоединилась в 2006 году.
«Хочу продолжить службу!»
Старший лейтенант МЧС России Евгений Вырупаев обезвредил в Донбассе более 50 мин нацистов. Обследуя очередной жилой дом в городе Счастье, он не заметил в груде мусора мины-ловушки, поставленной на неизвлекаемость. Прогремел взрыв, сапёр был ранен. В военном госпитале ему ампутировали ногу.
К старшему лейтенанту приехала жена и стала за ним ухаживать. А потом в палату пришёл министр РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий генерал-лейтенант Александр Куренков. Он вручил сапёру орден Мужества и сказал:
– Евгений, мы все ждём вас в строю. Офицер на секунду задумался, а потом уверенно сказал:
– Могу служить инструктором, могу обучать молодых специалистов азам разминирования…
Врачи пообещали вернуть офицера в строй. Ему уже приобрели современный протез. Впереди у него продолжение прерванной службы в своём родном инженерно-сапёрном подразделении.
Олег Иванович БЕДУЛА,
полковник в отставке