11 ОКТЯБРЯ день памяти преподобньiх Кирилла и Марии
Мой День ангела в честь святого благоверного князя Вячеслава Чешского совпадает с днём памяти преподобных Кирилла и Марии (11 октября по новому стилю), родителей преподобного Сергия Радонежского. В этот день мне особенно радостно приезжать в Свято-Покровский Хотьковский женский монастырь, где почивают мощи этих святых угодников Божиих. По милости Божией, мне довелось служить в Покровском храме Хотьковского монастыря с 1989-го по 1993 г.
В 1989 г. этот тогда ещё полуразрушенный храм был передан Русской Православной Церкви. Рядом с храмом находилась могилка родителей преподобного Сергия. До революции их останки покоились внутри Покровского храма под спудом в трапезной части с правой стороны. В период закрытия монастыря в XX в. они были вынесены и погребены около Покровского храма. Сейчас там имеется памятная плита и резной каменный крест. В окрестностях Хотьковского монастыря покоились останки и иных представителей Сергиева рода: брата преподобного Сергия Петра, племянника Климента и других. Однако могилы их не сохранились и место погребения неизвестно. В советское время, когда храмы монастыря были ещё в запустении, место захоронения преподобных Кирилла и Марии всегда было почитаемо. Оно находилось под развесистой липой. Там была разбита цветочная клумба и стоял крест, и люди постоянно приходили туда. Священники, случалось, служили литии и панихиды. Помню, ещё в начале 80-х годов прошлого века, в бытность моего иподиаконства, я помогал владыке Питириму, митрополиту Волоколамскому и Юрьевскому, совершать здесь заупокойную службу. Потом, уже будучи рукоположён во священники, я проводил под этой липой первые импровизированные занятия с воскресной школой.
В Покровском храме я был вторым священником, а настоятелем храма являлся иеромонах Герман (Хапугин). В день кончины преподобных, 11 октября по новому стилю, мы с о. Германом совершали заупокойную службу, Парастас. На эту службу всегда приезжали монахи из Троице-Сергиевой лавры.
Затем мы все вместе служили на могилке панихиду. Помню, в Покровском храме у северной стены поставили деревянный гроб. Я в недоумении обратился тогда к о. Герману: «Почему он находится здесь?» Он сначала ответил, что не знает, а потом, немного помедлив, полушёпотом добавил: «Там лежат мощи родителей преподобного Сергия Радонежского, но это пока секрет, никому об этом не говори. Я сам недавно прикладывался к ним, пока тайно, чтобы об этом никто не знал».
Всё это было для меня очень таинственно и непонятно.
В 1991 г. митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием я был назначен ответственным секретарём журнала «Московские епархиальные ведомости» и готовил номера к выпуску. В одном из номеров журнала на второй и третьей странице обложки я решил поместить миниатюру Хотьковского монастыря с молитвой родителям преподобного Сергия Радонежского, которая была известна с древних времён, хотя они ещё и не были канонизированы. Эта моя идея была одобрена заместителем владыки Ювеналия епископом Григорием. Журнал был уже в наборе, и я повёз первые сигнальные экземпляры в епархию. Владыка Ювеналий встретил меня очень строго и сразу резко спросил: «Кто тебе разрешил печатать молитву родителям преподобного Сергия, когда они ещё не канонизированы?!» Я ответил, что эта древняя молитва существует с XVI в., т. е. это не моё изобретение, и помещена она вместе со старинной миниатюрой Хотьковского монастыря, так было принято ещё до революции. «Всё равно нельзя было помещать, раз они не канонизированы. Кто тебя благословил на это дело?» – не отступал владыка. Испытывая внутреннее сильное волнение, я словно выдавил из себя, что в Ваше отсутствие согласовывал этот вопрос с владыкой Григорием. Владыка несколько успокоился, на мгновение задумался и отпустил меня без каких-либо выговоров и наставлений. Однако реакция его была незамедлительной. Владыка отвечал за комиссию по канонизации святых при Синоде. Он сразу вызвал архимандрита Георгия Тертышникова, преподавателя Московской духовной семинарии и академии, и велел немедленно подготовить житие и материалы к канонизации родителей преподобного Сергия, чтобы на ближайшем заседании этот материал был утверждён. И
вскоре действительно произошла канонизация преподобных.
Таким образом, я избежал опалы за «самовольство» и мои действия послужили неким катализатором, ускорившим этот процесс, и преподобные Кирилл и Мария были прославлены всей Русской Церковью. На этом, конечно, история не закончилась.
Тайна гробика у северной стены Покровского храма была открыта и стала известна многим. Оперативно начали готовить раку с художественным оформлением для мощей родителей преподобного Сергия. Помню, я спросил о. Германа: «Как мощи оказались в храме, ведь всегда чествовалась могилка под липой, и предполагалось, что они находились там под спудом». (До этого разговора я не знал подлинной истории с мощами.) О. Герман ответил, что мощи изначально были в Покровском храме под спудом, но их перезахоронили благочестивые люди перед закрытием храма под липу. Потом монахиня Ксения, она теперь настоятельница Голутвина монастыря, нашла их, и они были помещены в гробик и поставлены у северной стены. Он написал об этом рапорт владыке Ювеналию. Мощи признаны настоящими, и теперь по благословению священноначалия их переложат в новую раку.
Месяца через два после этого нашего разговора с о. Германом к нам заехала упомянутая выше монахиня Ксения, которая собиралась ехать в Питер к блаженной Любушке, одной из весьма почитаемых в то время стариц. Я попросил у о. Германа разрешения, чтобы и мне поехать вместе с этой монахиней к блаженной, и получил его благословение. Уже будучи в дороге, я решил переспросить матушку Ксению, как она обрела мощи родителей преподобного Сергия. Матушка рассказала, что ещё до пострижения в монашество она пела в Ильинском храме Сергиева Посада, тогда ещё Загорска, и вместе со студентами художественного Абрамцевского училища опекала место захоронения родителей преподобного. Они ухаживали за цветами на могилке и готовили Покровский храм к открытию, создали религиозную общину. В это время местные власти ещё до канонизации святых. Звали старицу монахиня Екатерина. Она прислуживала в сторожке и кормила студентов, помогавших в восстановлении и открытии храма. Когда приход Покровского храма был реорганизован в Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь, те девушки, что готовили храм к его открытию, стали насельницами обители и приняли монашество. Родители преподобного Сергия стали и моими личными покровителями. Когда я венчал свою дочь Анну с моим будущим зятем Александром, студентом Московской духовной семинарии, после венчания служили благодарственный молебен и поминали родителей преподобного Сергия.
«Преподобные Кирилл и Мария, молите Бога о нас!» – звучал постоянно запев на этом молебне.
Теперь у меня внуки Кирилл и Мария.
Протоиерей Вячеслав БРЕГЕДА
Публикацию подготовил
Владимир Борисович ПАНКОВ