27 СЕНТЯБРЯ воздвижение честного животворящего креста господня
Никто не может знать Бога, кроме Того, Кто сошёл с небес – Сын Человеческий, возвещённый пророком Даниилом. Крест Христов открывает нам, что все религии, все духовности – ложь, когда они претендуют на знание Бога вне Христа.
Крест Христов являет нам Превечный Божий Совет, который в Евангелии так часто обозначен словом «подобало»: «Так подобало пострадать Христу и войти в славу Свою». Крест – час славы, возвышающий Сына Божия. В нём – вершина Откровения: поистине «так возлюбил Бог мир». Его любовь – дар. «Он дал Сына Своего Единородного». Он отдаёт Себя через Сына, до смерти.
Голгофа – высшее знамение отдачи Себя. В ней исполнение обетования о жертве Исаака Авраамом, который «не пожалел сына своего, единородного своего» (Быт. 22, 16). То, что древний патриарх совершил любовью Божией,
Бог совершит любовью человеческой. Апостол Павел говорит об этом: «Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?» (Рим. 8, 32).
Образованный эллин мог увидеть в Кресте Христовом только варварское безумие, римский гражданин – наказание рабов, верующий иудей – проклятие Божие. Но для апостола Павла – это премудрость Божия. Потому что вольная смерть Христова была больше смертью любви, чем преступлением убийц.
Мир – это те, кто отказываются веровать в откровение Христово. Но в то же время мир – это собрание людей, возлюбленных Богом. Эта любовь не есть суд, который должен уничтожить неверующих в него. Наоборот, это любовь, которая хочет спасти. «Ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир», – говорит Христос (Ин. 12, 47). Но что же значит, в таком случае, Страшный Суд Христов, который будет предваряться знамением Его Креста
на небе? Почему он поставит одних одесную славы, а других – ошуюю?
Мы помним этот вопрос ко Господу в Евангелии: «Неужели мало спасающихся?» Господь сказал: «Подвизайтесь идти тесным путём, потому что многие восхотят войти и не смогут». Кто отвергает Крест Христов, сам осуждает себя как недостойный Его любви.
Но какую великую надежду даёт Господь для всех Своим Крестом! Крест Христов даёт нам увидеть всё по-новому – грех, смерть, зло. Этот мир, который нам кажется порой таким безнадёжно безобразным – с его ненавистью, несправедливостью, нечистотой, – Бог любит. Он знает, что мир не завершён, но Он должен привести его к совершенству. И Он жизнь Свою отдаёт, чтобы избавить его от зла. Придёт день, когда «ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет» (Откр. 21, 4). Никакое рациональное рассуждение не может нас в этом убедить. Только вера в Крест Христов, пасхальная благодать даёт нам возможность опередить время и видеть невидимое. Жить в «осуществлении ожидаемого» (Евр. 11, 1).
Да, жизнь вечная уже началась для тех, кто верует и поклоняется Христову Кресту. Только Крест может дать нам неложное утешение среди кажущихся неисцельными страданий этого мира. На Кресте – сила Бога Живаго. Бог Живой – смертью Своей предлагает нам жизнь. Бог хочет спасти всех людей. Бог хочет спасти весь мир. Служение Христово – спасать. Его Крест – победоносное знамение этой славы.
Слава Спасителю нашему, Он Крестом Своим даёт всем приходящим к Нему жизнь. Се Древо жизни, на котором новый Адам предлагает Свою Кровь, чтобы собрать всех людей во едином Теле. Се Древо жизни, на котором Сын Возлюбленный Отца Небесного открывает человечеству двери Царства. Се Древо жизни, на котором Невинный, отвергнутый всеми, возносит наши грехи, чтобы примирить землю с небом.
Протоиерей
Александр ШАРГУНОВ