23 сентября 1972 г. 50 лет назад ОТОШЁЛ КО ГОСПОДУ Николай Николаевич ТУРОВЕРОВ
На всю жизнь мне запомнился эпизод из фильма «Служили два товарища», который я смотрел ещё в юности.
Белая армия уходит из Крыма. На одном из кораблей Россию покидает русский поручик Брусенцов. Его роль прекрасно играет Владимир Высоцкий. Он стоит у борта корабля. Берег всё дальше и дальше, а за кораблём плывёт его верный конь, брошенный офицером, но не верящий в это предательство. И поручик стреляется. Эта сцена так и стоит в моей памяти даже сейчас.
Потом уже, через много лет, я прочитал стихотворение поэта-белоэмигранта Николая Туроверова и понял, что именно эти пронзительные стихи стали основой этого киноэпизода.
Уходили мы из Крыма
Среди дыма и огня;
Я с кормы всё время мимо
В своего стрелял коня.
А он плыл, изнемогая,
За высокою кормой,
Всё не веря, всё не зная,
Что прощается со мной.
Сколько раз одной могилы
Ожидали мы в бою!
Конь всё плыл, теряя силы,
Веря в преданность мою.
Мой денщик стрелял не мимо –
Покраснела чуть вода...
Уходящий берег Крыма
Я запомнил навсегда.
Стихотворение написано в 1940 году. Через два десятилетия после разлуки с Родиной. А чувствуется, что боль всё ещё не отпустила Николая Николаевича. Он умер в Париже в 1972 году 23 сентября. Похоронен на кладбище
Сент-Женевьев-де-Буа.
При жизни поэта вышло пять книг стихотворений: «Путь» (1928) и «Стихотворения» (1937, 1939, 1942, 1965), а также исторические очерки, издания (о Суворове, атамане Сирко, на смерть есаула Чернецова), статьи в газетах на русском языке: Pensée Russe («Русская Мысль»), Renaissance («Возрождение») и др.
Родился Николай Туроверов 18 (30 по н.с.) марта 1899 г. в Старочеркасске, Всевеликое Войско Донское (ныне станица Старочеркасская в Ростовской области), в семье донского казака, судебного следователя.
Будущий поэт в три года был посажен на коня, с пяти – свободно ездил верхом.
Хранимый Господом певец получил семь классов гражданского образования в Каменском реальном училище. В 17 лет вольноопределяющимся ушёл на фронт.
Сражался с немцами в лейб-гвардии Атаманском полку. В Гражданскую войну вступил в первый белый партизанский отряд на Дону. За неоднократное участие в боях юнкер Николай Туроверов был произведён в хорунжего.
Потом, с февраля по апрель 1918 г., был Степной поход: из Новочеркасска в Сальские степи под командованием походного атамана П.Х. Попова двинулось около двух тысяч штыков. Три четверти добровольцев составляли 17-18-летние юноши; казаки-фронтовики предпочитали отсиживаться дома.
Запомним, запомним до гроба
Жестокую юность свою,
Дымящийся гребень сугроба,
Победу и гибель в бою,
Тоску безысходного гона,
Тревоги в морозных ночах,
Да блеск тускловатый погона
На хрупких, на детских плечах.
Мы отдали всё, что имели,
Тебе, восемнадцатый год,
Твоей азиатской метели
Степной – за Россию – поход.
Будучи уже подъесаулом, Туроверов бился за свою Россию не только на Дону и Кубани, но и в Новороссийске, и на берегах Сиваша под командованием генерала П.Н. Врангеля. Был ранен четырежды! В ноябре 1919 г. назначен начальником пулемётной команды Атаманского полка, позже награждён орденом св. Владимира 4-й степени.
В ноябре 1920 г. вместе с врангелевскими войсками покинул Россию. Его, раненого, внесли на один из последних пароходов в Севастопольском порту.
И в этот день в Чуфут-Кале,
Сорвав безсмертники сухие,
Я выцарапал на скале:
Двадцатый год – прощай, Россия!
Николай Николаевич Туроверов жил в Греции, Албании, Сербии, Франции. Работал грузчиком, лесорубом, мукомолом. Учился в Сорбонне. Основал Казачий музей, был редактором газеты «Казачий союз», председателем парижского Казачьего союза. В начале Второй мировой войны сражался в Северной Африке в составе французского Иностранного легиона. Один из самых известных «казачьих поэтов» Русского зарубежья.
Прошли десятилетия, и Николай Туроверов вернулся в Россию. В своих стихах и песнях. И хотя имя его до сих пор ещё мало известно у нас в стране, но творчество этого большого поэта медленно, но уверенно возвращается к своему народу.
А.К.