Иерей Климент Нехамайя – единственный священник Русской Православной Церкви в Индии.
В штате Махараштра (с санскрита переводится как «Великая страна») в округе Чандрапур он окормляет несколько общин верующих. Специфика жизни и служения в этих местах сильно отличается от привычных нам российских реалий. В Индии отец Климент Нехамайя стал практически первопроходцем: до него Православие там считали какой-то экзотической разновидностью католицизма. Этот протестант первым рискнул поехать в незнакомую северную страну, чтобы спустя десятилетия вернуться на родину православным священником.
…Итак, я в Индии. Одна из целей моего путешествия – отец Климент, встречу с которым мне настоятельно рекомендовала безгранично уважаемая мной матушка Евдокия, игуменья Архиерейского подворья храма Казанской иконы Божьей Матери в Оренбургской области. Пересилив свои сомнения и страхи, я позвонил отцу Клименту и озвучил ему своё предложение, конечно, не забыв упомянуть рекомендацию матушки Евдокии. Боясь, что батюшка
откажет, я также сказал, что все транспортные расходы возьму на себя. К моей радости, отец Климент, недолго думая, согласился.
И вот, наконец, наша встреча в Дели.
Общаться нам было легко, отец Климент оказался замечательным собеседником, хорошо говорил по-русски, но, как он сам отметил, давно уже не общался на нашем языке и был очень рад на нём поговорить.
Как оказалось, в Православие его привёл старший брат, хотя они на тот момент были протестантами. Вера была неотъемлемой частью их жизни, старший брат, Поликарп, тогда был возведён в епископы Англиканской Церкви.
Чем взрослее становились братья, тем сильнее были их поиски истины.
Они читали много разнообразной литературы о христианстве и в определённый момент утвердились в вере, что истина христианства – в Православии.
Так, братья задумались о том, чтобы влиться в большую семью православных христиан.
Поликарп в итоге отказался от епископства и вышел из Англиканской Церкви. Он хотел продолжить пастырское служение в Православной Церкви, надеялся, что после Таинства миропомазания и необходимой подготовки его рукоположат в священнический сан.
Однако в силу ряда причин хиротония его так и не состоялась. Сегодня Поликарп живёт как православный мирянин, работает инженером.
Будущий отец Климент тоже хотел стать членом Православной Церкви, задумывался о том, чтобы стать священнослужителем. Как рассказывает сам батюшка, он не был настолько решителен, как его брат, и в какой-то момент
уже даже и не мечтал стать священником. Но Господь распорядился иначе. И вот однажды произошло невероятное: Климент услышал песнопения Пресвятой Богородицы, и голос, чёткий и звонкий, сказал ему: «Иди, учись на
священника». Осознав, что произошло настоящее чудо, молодой человек принял теперь уже твёрдое решение стать православным батюшкой. Он написал письма в Иерусалимский, Вселенский Константинопольский, Кипрский и
Греческий Патриархаты с просьбой о помощи, о принятии его в Поместные Православные Церкви. Однако все его просьбы остались без ответа.
Климент предпринял попытку и написал письмо в Русскую Православную Церковь. Когда после нескольких месяцев очередного молчания он почти утратил надежду, словно в вознаграждение за решимость, настойчивость и
терпение ему пришёл ответ от митрополита Илариона (Капрала), первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей.
Молодого человека пригласили для обучения в духовную семинарию СанктПетербурга. Родители и родственники отговаривали его от поездки в далёкую и незнакомую страну, но будущий батюшка в своём решении был твёрд.
В России Клименту действительно пришлось непросто, а временами даже тяжело. Прежде всего, он с трудом привыкал к русскому климату, к питерской сырости, дождям и нехватке солнечного света, зимой страдал от морозов
и метелей. Молодого человека начали преследовать серьёзные болезни, нехватка финансов. В какой-то момент он даже думал бросить учёбу и уехать домой. Но братья-сокурсники относились к нему с любовью и добротой, которые согревали его и придавали сил.
К нему приезжала его будущая супруга и тоже оказывала поддержку.
Привозила индийские пряности, которые батюшка мог продавать, чтобы хоть как-то залатать свои финансовые дыры.
А зимой 2016 года они повенчались…
Так, любовь и поддержка близких и ближних, убеждённость в правильности избранного пути помогли Клименту пережить все сложности и, успешно закончив семинарию, стать священником. После рукоположения в семинарском храме в честь апостола Иоанна Богослова иерея Климента Нехамайя отправили в Индию, в его родной город Чандрапур, где он по сей день несёт служение.
В ходе разговора я поинтересовался у отца Климента, не хочет ли он построить первый в Индии храм Русской Православной Церкви.
– Конечно, такая идея есть, – ответил батюшка, – но самая большая сложность состоит в покупке и оформлении земли, здесь много юридических тонкостей. Да и местные власти относятся к этой идее без энтузиазма, не говоря уже о местных жителях. Но всё же такие планы есть, и с одним собственником уже ведутся переговоры по покупке земли для строительства храма.
Кроме того, отец Климент рассказал, что его паству составляют более двухсот крещёных человек, есть и оглашенные.
Пока что большая часть окромляемых – это перешедшие из англиканства вслед за его братом Поликарпом миряне, но есть и новообращённые. Отец Климент с начала своего служения и по сей день ведёт миссионерскую деятельность, благодаря его трудам в деле просвещения, православная община растёт постоянно. Поделился батюшка и трудностями пастырского служения. Значительно осложняет ситуацию отсутствие собственного храма – места, где верующие могли бы вместе молиться в соответствующей обстановке, в окружении икон, а также просто объединиться вокруг него.
Пока же на время служб приходится арендовать помещения. Поэтому строительство своего храма жизненно необходимо. Свой храм и прилегающая к нему территория позволят иметь, хоть и небольшое, но христианское православное кладбище, что тоже очень важно.
Не стоит забывать и о том, что в Индии катастрофически не хватает православных священников, которые занимались бы катехизацией местных жителей. К слову сказать, отец Климент вообще единственный православный священник на миллиард триста тысяч человек. К сожалению, большая часть жителей страны не знакома с христианством, а уж тем более с православной верой. При этом отец Климент не унывает и не теряет надежду, полагаясь на Божью помощь.
Услышанное от отца Климента произвело на меня сильное впечатление.
Ведь если вдуматься, то сложно представить, как человек в далёкой Индии принял христианство, был воспитан в протестантской среде, пришёл к пониманию, что истина, неискажённая и чистая, принесённая на землю Иисусом Христом, заключена именно в Православии. И, поняв это, пошёл дальше, ища возможность служить этой истине.
Для меня ясно и очевидно, что человек этот действительно призван на путь священства самим Господом и Божья Матерь указала ему путь. Согласитесь, не так часто в жизни нам доводится общаться с такими людьми, и я рад, что Господь подарил мне встречу с отцом Климентом.
В завершение беседы, проникнувшись к батюшке, я сказал, что готов – и морально, и материально – помочь ему в строительстве храма. Ведь пути Господни неисповедимы, и, может быть, Бог даст, я буду удостоен такой возможности и чести – поучаствовать в строительстве первого православного русского храма в Индии… Как знать.
Мы ещё немного пообщались с отцом Климентом. Я передал ему подарки и низкий поклон от матушки Евдокии, затем проводил в аэропорт.
Ещё долго меня не покидали воспоминания о встрече с этим молодым православным священником. Часто ли в жизни приходится встречаться с человеком, который наверняка слышал голос ангела, а может быть, и самой Богородицы?.. Я всем сердцем благодарил матушку Евдокию за совет встретиться с ним, благодарил Бога за то, что послал мне на жизненном пути такого светлого человека, настоящего христианина и пастыря.
Игорь Вячеславович КРЮКОВ