Русский мир… Сегодня «с той стороны» показывают прилёты ракет в жилые многоэтажные дома, трупы людей на улицах, гарь и огонь и говорят с озлобленной горечью, приправляя речь свою отборной матерной бранью: «Вот
он, Русский мир… пришёл к нам…»
Да, и это одно из проявлений Русского мира, как в жизни каждого человека, даже святого можно обнаружить нечто, достойное горечи и сожаления. Как сложен и неизбежно причастен здесь, на земле, болезненной греховности всякий человек или сообщество людей.
Но и здесь надо сказать несколько слов.
Существуют законы природы, согласно с которыми, если ты прыгнул с обрыва, то в конце будет плохо. Виноваты ли в этом законы? Виноваты ли русские в том, что кто-то придумал фантастический мир, где с русскими можно не считаться, а их самих не считать за людей? И те, кто сегодня «с той стороны» показывают прилёты русских ракет в жилые дома, трупы на улицах, гарь и огонь, пусть признаются себе, что, участвуя так или иначе в перевороте 2014 года, поддерживая затем государство, воюющее с «русской Украиной», они сами прыгнули в пропасть и нынешние беды – это, увы, их личный «прилёт» и возвращение из мира розовых мечтаний в реальность.
И всё же основание Русского мира – это не ненависть, не злоба, не желание кого-то «наказать», «научить» и «поставить на место». И вот во что я не верю и не поверю никогда – это то, что русские на Украине сознательно и целенаправленно убивают мирных жителей.
Уверен, что это не так, за редким, может быть, исключением. Что если это и происходит, то, главным образом, в силу несовершенства военной техники и неумолимости законов самой войны.
Основание же Русского мира – это вера православная, это Сам Христос и святые, просиявшие в земле Русской. Их же и память ныне совершаем. То, что мы называем Святой Русью и в существовании чего сегодня многие сомневаются.
И вот здесь важно снова и снова повторить то, что многим, кажется, до сих пор непонятно.
Несомненно, существует Святая Русь! Это, прежде всего, сонм православных людей, так или иначе живших или соприкоснувшихся с нашей русской землёй, ткавших её историю, язык, традиции и культуру. Сонм людей, в меру своих сил и возможностей, с усердием и самоотдачей послуживших Богу в земной жизни, претерпевших до конца и ныне пребывающих с Богом. Люди эти, что называется, «по крови» могли быть даже и не славянами, а некоторые жили тогда, когда и самого понятия Руси ещё не существовало. Но эти люди своей верой, соприкосновением с нашей землёй, проповедью среди народов, населявших её, подготавливали и созидали тот особенный мир, который мы называем теперь Святой Русью.
Этот мир реален и неразрушим, как реально и неразрушимо единство душ этих людей с Богом и между собой в Царствии Небесном. А плоть их (то, что мы называем мощами) освятила нашу землю. И не только мощи – даже и те предметы, которыми пользовались эти люди в своей земной жизни, в своём служении Богу и людям… все те слова и поступки, заветы их, о которых мы знаем, – всё это также священно для нас и является культурной частью Святой Руси. Эта мысль вполне согласна с мнением святых отцов о том, что «телесное наше, будучи посвящаемо Богу, духовно есть» (Добротолюбие. Т. 4. С. 35. Ст. 4).
Об этом всеобъемлющем значении Святой Руси, проникающей собою как духовную, так и душевную и телесную жизнь нашего народа, всем нам важно помнить. Потому что многие русские люди сегодня забывают о высоком значении понятия Родины, неотделимого от понятия Святой Руси. Забывают о том, что понятие Отечества, Родины объемлет собой не только историческое пространство России, но и распространяется далее, не зная границ и географических, политических и этнических разделений. Так что и в Белоруссии, и на Украине, и во Франции, и в Германии, и в Австралии, и в Южной Америке, и в Северной Африке… – везде, где жили или живут русские люди, куда забросила их судьба и где они сохраняли и хранят православную веру, язык, культуру и быт… где они привлекали и привлекают своей доброй благочестивой жизнью Божественную благодать, – там везде пребывает наше Отечество и Святая Русь.
И те, кто принимает от этих людей благую весть о распятом и Воскресшем Господе, о русской жизни и культуре, согласной с православной верой, – все они также становятся в той или иной мере причастниками Святой Руси.
Разрушить её или умалить её значение невозможно, потому что это явление духовное. Только бы нам самим ценить это сокровище, хранить и умножать его. Продолжать доброе и святое дело наших предков по устроению жизни на крепком фундаменте православной веры. Тогда и Святая Русь будет с нами и в нас, и мы будем её хранителями, продолжателями и строителями.
Потому что Святая Русь – это не что-то законченное и остановившееся в своём развитии. Святая Русь – это мир, который продолжает жить и участником которого мы можем и должны быть, это особый дар Бога нашему народу. Дар самобытности и духовного, культурного, языкового своеобразия, освящённого Божественной благодатью. И этот дар мы, несомненно, Богу содействующу, должны хранить и приумножать.
Священник
Димитрий ШИШКИН