Размышляя о сегодняшних событиях в мире, вспомним Евангелие об исцелении слуги сотника Господом Иисусом Христом. Сотник – римский офицер – приходит ко Христу и говорит, что слуга его болен. «Я приду и исцелю его», – сказал Господь. На эти слова сотник отвечает: «Господи! Я недостоин, чтобы Ты вошёл под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой».
И Христос с удивлением говорит о том, что и в Израиле не нашёл Он такой веры.
«Иди, и, как ты веровал, да будет тебе». И исцелил слуга сотника в тот же час.
Вот такое простое повествование, которое Христос завершает словами о том, что многие народы придут с востока и запада – язычники, не знающие Бога, – и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царствии Небесном, а сыны царства будут изгнаны вон, во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов.
Нас поражает смирение римского офицера – язычника, который принимает то, что книжники и фарисеи, учители Израиля, не могут принять: власть Христа. «Ибо я и подвластный человек, – рассуждает сотник, – но имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идёт; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает». На основании этого сотник делает вывод о том, что власть Христа распространяется очень широко. Он понимает, что власть, которую имеет он, римский воин, дана ему от римского кесаря, и он не своей властью исполняет то, что с такой готовностью в свою очередь исполняют его подчинённые. Слыша о чудесах Христовых, о Его власти над болезнью, разрушительными стихиями, над самой смертью, этот человек задумывается о том, как велика должна быть власть Того, Кто силой Божией совершает невозможное. Он простирает эту власть до тех пределов, где действует власть Самого Бога.
Сегодняшний рассказ об исцелении слуги сотника заставляет нас задуматься, как должны вести себя те, кто находится под властью, и как должны вести себя те, кто облечён властью. Это Евангелие говорит о значении власти, государства – о чём непрестанно напоминает нам Священное Писание.
Как мог этот сотник-язычник понять то, что не постигли учители Израильские? Почему Христос говорит: «И в Израиле не нашёл Я такой веры»? Как понимает римский офицер то, о чём пишет апостол Павел: власть государственная, в частности римская власть, установлена, чтобы быть орудием в руках Промысла Божия, чтобы спасти мир от хаоса (Рим. 13, 1–6). «Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано» (Кол. 1, 16). Если бы не было государственной власти, учит апостол Павел, то мир разлетелся бы вдребезги. Это очень хорошо знают те, кто хочет разрушить какое-нибудь государство, а затем погубить народ. Разрушить власть – значит допустить в мире хаос.
Священное Писание учит нас, что всякая власть установлена Богом. Противящийся власти противится Самому Богу и навлекает на себя гнев Божий.
То есть независимо от того, кто находится у власти, христиане призываются к послушанию этой власти как Божию установлению. И неважно, сознательно или безсознательно действует власть в исполнении этой Божественной функции – хранении мира от хаоса, – христиане призваны помогать ей в этом очень важном служении. Даже если у власти Нерон – гонитель христианской Церкви.
Когда же власть заставляет христианина поступать против веры и правды, справедливости и совести, то подобает нам услышать слово Божие, которое говорит, что мы должны слушать более Бога, нежели человека. В подобных случаях послушание власти становится непослушанием Богу. Во всех остальных случаях мы призваны быть послушными. Когда это послушание подлинно, Бог открывает Самого Себя за исполнение Его заповеди. Именно это произошло с простым офицером-язычником – за его глубокое понимание и смирение.
Евангелие об исцелении слуги сотника заставляет нас задуматься также и об ответственности тех, кто у власти, потому что офицер-сотник сам облечён властью и понимает, как распространяется эта власть. Все мудрецы говорят о том, что прежде чем управлять другими людьми, нужно научиться управлять своими собственными страстями. Это понимают даже язычники. Христиане же говорят об этом более глубоко: «Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны» (Гал. 5, 24–25). Кто Христов, тот должен плоть свою распять со страстьми и похотьми, если он хочет исполнять власть по-настоящему, в Боге, по-христиански.
Совершенно ясно, что недостаточно высокой личной нравственности, чтобы облечённый властью (например, в Церкви) мог её осуществлять. Недостаточно священнику или епископу быть просто благочестивым. Он должен иметь ещё другие дары, потому что от него зависят пути других людей. Требуется и рассудительность, и такое послушание Божией власти, знание воли Божией, которое обретается подвигом.
Велика ответственность облечённого властью за то, что происходит с народом. Святые отцы говорят, что правитель даст ответ перед Богом за то, что, например, он не защитил свой народ во время опасности по малодушию или ещё по каким-либо причинам. Он даст ответ перед Господом, если вовлечёт свой народ в несправедливую войну.
Здесь требуется особая мудрость и духовная рассудительность. И острое чувство справедливости. Конечно, Россия начала спецоперацию на Украине прежде всего для того, чтобы защитить народ Донбасса от геноцида и полного уничтожения и предупредить нападение на нашу страну, активно подготавливаемое НАТО. Но в более дальней перспективе Промыслом Божиим это была защита всего человечества от так называемых ценностей «свободного мира», агрессивно насаждаемых постхристианским Западом и США. Как страшно бывает наказание за пролитие невинной крови даже одного человека!
Сколь более страшное наказание бывает, когда льётся кровь многих и целого народа, именно потому, что несправедливо, безответственно поступает правитель этого народа! Власть, данную ему Богом, он обращает против Бога и против людей, которые вверены ему.
За злоупотребление властью приходит новое зло, по этой причине бывают восстания, взрывы народной ярости. Даже сама природа иногда, кажется, восстаёт пожарами, землетрясениями, бурями, эпидемиями и предупреждает о том, что власть попирает основы жизни, справедливости, порядка, на которые она должна опираться.
Безбожный правитель причиняет зло не одному только человеку, а целому народу. Этим злом может быть идеология свободы от заповедей Божиих и идеология нацизма под защитой государственного закона («мы заставим тебя быть как все») – уготовление вечной гибели для миллионов человеческих душ. И здесь ответственность ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ правителя возрастает в ещё большей степени, чем когда льётся невинная кровь.
Святитель Тихон Задонский пророчески говорил, что не только власть, но и те, которые подвластны, ответственны за всё, что происходит в отечестве и в мире. Приходит время, говорит он, когда не только каждый человек должен молиться о своих личных грехах, принося Богу покаяние, но весь народ должен сказать: «Мы согрешили пред Тобою, Господи. Все мы совершили беззаконие. Все мы виновны пред Тобою». В чем виновен наш русский народ? В том, что своим маловерием и неверием он косвенно участвовал в убийстве царя, помазанника Божия. После убийства царя мы получили власть, которая попирала все основы правды и справедливости. Вместо помазанников Божиих мы получили помазанников сатанинских. Пока не будет в нас осознания тех простых истин, которые осознал язычник-сотник, пока не будет в нас никаких перемен, мы не приблизимся к Богу.
Власть – это Божие установление. И мы молимся о том, чтобы Господь просветил наш ум и нашу волю. Чтобы мы, обращаясь к святому царю-страстотерпцу, всем нашим новым мученикам и всем русским святым, принося покаяние вместе с нашими отцами, как говорит святитель Тихон, с которыми мы согрешили, получили от Господа великий дар исцеления и помилования всего нашего многострадального народа.
Протоиерей
Александр ШАРГУНОВ