Как устоять, когда придут испытания?

Архив: 

Ответы протоиерея Александра ШАРГУНОВА

Отец Александр, вы говорите, что гомосексуализм и ЛГБТ всё более распространяется на Западе, и связываете это со временем приближения прихода антихриста. А разве у нас нет такого?
В.А. Семёнова, г. Екатеринбург

Легализация содомских грехов на постхристианском Западе имеет воинственный характер: всякий, кто выступает с осуждением извращенцев, является преступником. Такое узаконивание греха, который, согласно Писанию, есть мерзость пред Богом, – начало установления власти антихриста. Исполняется известное пророчество преподобного Антония Великого (святого IV века) о времени, когда имеющие власть скажут: «Ты безумствуешь, потому что не хочешь принимать участия в общем безумии. Но мы заставим тебя быть как все».
У нас в стране делаются попытки (и до недавнего времени они были весьма успешными) утвердить этот распад прежде всего в либеральной псевдокультуре и псевдоискусстве как норму. Либералы стремились узаконить это, и кое-что им даже удалось. Вслед за Клинтоном, Ельцин освободил от уголовной ответственности извращенцев. Но добиться преследования тех, кто выступал против содомитов, в отличие от постхристианского Запада и Америки, им всё-таки не удалось. И все попытки проведения гей-парадов (которые, кстати сказать, успешно начали проводиться на Украине после майдановского свержения законно избранной государственной власти) в России позорно проваливались, благодаря активному протесту общественности. Теперь же, после бегства на Запад самых ярких представителей этой антикультуры и благодаря твёрдой позиции государственной власти, попытка сатаны извратить человеческое естество в России, надеемся, обречена. Всё дело в том, находится это беззаконие под защитой государственного закона или нет. Здесь ключевой момент. Известно учение апостола Павла об «удерживающем» и толкование святых отцов (Златоуста, Феофилакта, Августина), что таковым «удерживающим» приход «человека беззакония» является, во-первых, присутствие благодати Святого Духа в Церкви, а во-вторых, законная государственная власть. Обратите внимание, какое исключительно важное значение святые отцы придают государственной власти. Причём не только той, которая построена на христианских основах, но всякой законной государственной власти.

Слушая ваши рассуждения о духовном аспекте специальной военной операции на Украине, можно подумать, что вы призываете идти войной против тех людей и даже народов, которые ведут безнравственную жизнь. А обращать к истинной вере можно с помощью силы, не исключая, видимо, и военную.
С.А. Колесников, г. Пятигорск

Конечно, всё можно предельно извратить. Например, слова Христа: «Не бойтесь убивающих тело, а душе не могущих повредить» представить как призыв к убийству или самоубийству (поскольку по христианской логике душа
больше тела) тех, кто может повредить душе. Бог безконечно мудрее, добрее и сильнее человека. Логику Божию нельзя превратить в механистически формальную. Когда мы говорим: «Бог силён злое обратить в доброе» мы
имеем в виду не только то, что, не обладая ни силой, ни мудростью, ни благостью Божией, мы никогда не должны творить злое, поскольку из этого всегда выходит только ещё больше зла, а молитвой, покаянием и послушанием Богу и законной власти, когда она не противоречит христианской совести, познавать волю Божию и по мере наших сил быть соработниками Его.

Почему апостол Петр в своём Послании называет себя свидетелем страданий Христовых, в то время как в час испытаний он трижды отрёкся от Христа?
Ю. Величко, г. Переславль-Залесский

Петр называет себя свидетелем страданий Христовых (1 Пет. 5, 1). Некоторые недоумевают, почему Петр называл себя так, если кроме Иоанна Богослова не было никого из апостолов у Креста. Свидетелем воскресения он мог бы себя назвать, но страданий? Однако Петр не называет себя свидетелем распятия, но страданий. Он видел постоянные страдания Христа – отвержение, предательство.
Был на Тайной Вечери, в Гефсиманском саду. Когда Господа вели от допроса к допросу, Петр, стараясь смешаться со слугами иудейского первосвященника, сидел и грелся у костра. И когда на обвинение служанки, что тот тоже был со Христом, он сказал: «Не знаю, что ты говоришь», Господь обернулся и взглянул на него. Тогда Петр, как сказано в Евангелии, «выйдя вон, горько заплакал». И это особенное свидетельство о страдании, потому что смысл страданий Христовых – чтобы спасти людей грешников, тех, кто отрекался от Него, как Петр, и кто гнал Его, как Павел.

Меня волнуют слова Христа на Тайной Вечери об отступничестве многих от веры во времена испытаний. Зная свою греховность и малодушие, я со страхом думаю: как мне устоять, когда эти испытания придут? А судя по тому, что происходит в мире, время антихриста приблизилось. Я знаю, что надо духовно укрепляться молитвой, причащением Святых Христовых Таин. Хотя я и стараюсь жить по-христиански, меня не покидает мысль: а если я причащаюсь недостойно? Ведь Христос говорит страшные слова о нашем пребывании в Нём и Его – в нас (Ин. 6, 56).
А.И. Чижова, г. Красноярск

Да, без причастия нет спасения. Но наша молитва перед Чашей Христовой: «От них же, грешников, первый есмь аз» должна произноситься не одними устами, а приближать нас к Богу. Святые отцы говорят, что плоть Христа
Бога – Его совершенное человечество. Это «тайна благочестия», приобщаясь которой мы противостоим «тайне беззакония» – антихристу. «Всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога, а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста» (1 Ин. 4, 2–3). Господь наш – кость от кости нашей и плоть от плоти нашей. Это значит, что нет такой нашей нужды, нет такого искушения, нет таких отношений, которым бы Он не приобщился в Своей человеческой плоти и крови.
Мы должны всегда помнить об этом и творить нашу жизнь в Его воспоминание, чтобы и наша плоть стала прославленной от соприкосновения с Богом. И в центре этого воспоминания – таинство Тела и Крови Господних. Причащаться Святых Христовых Таин – значит питать наше сердце, ум и душу Его Божеством и Человечеством, соединяя нашу жизнь с Его жизнью. Христос не должен никогда быть внешним по отношению к нам, мы должны жить Им, и тогда наша жизнь станет истинной жизнью. Вот что Христос имеет в виду, когда говорит о нашем пребывании в Нём и Его – в нас.
Многие из учеников Его, слыша то, говорили: «Какие странные слова! Кто может это слушать?» Господь говорит им: «Вам трудно поверить, что Я пища жизни, хлеб, сшедший с небес. Но придёт день, когда вы увидите Меня вновь восходящим на небо». Он говорит о Своём Воскресении и Вознесении. Но путь к этому лежит через Крест. Господь говорит, что всё определяется жизнеподательной силой Духа. Плоть не пользует нимало. Это значит, что жизнь сама по себе – ничто. Истинная ценность жизни зависит от того, куда она устремлена, какой дух наполняет её. «Слова Мои, – говорит Господь, – суть дух и жизнь». Он один может сказать, что такое жизнь, и вдохнуть в нас дух и дать силы истинно жить.
Господь знает, что есть некоторые, кто не только отвергает Его дар, но враждебно настроен к Нему. Никто не может принять Христа, пока не будет привлечён к Нему Духом Божиим. Но до конца своих дней человек свободен противиться Духу. Не Бог удаляется от него, а он – от Бога. Среди именующих себя христианами есть немало неверующих. Неверие лицемеров обнажено перед взором Христовым. Сердцеведец Господь «от начала знал, кто суть неверующие и кто предаст Его».
Было время, когда люди во множестве шли ко Христу. Многие видели Его чудеса и уверовали во имя Его. Толпы всюду следовали за Ним. Но постепенно всё начинало меняться. Всё более возрастала ненависть к Нему духовных вождей Израиля, всё отчётливей проступал Его Крест. Бог посылает нам скорбные обстоятельства, чтобы открылись сердца многих по отношению ко Христу. «С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним». Так часто бывает. Когда одни отходят от Христа, многие следуют их примеру. И мы знаем, сколь массовым может быть отступничество. Несомненно, они испугались предстоящих испытаний. Хорошо быть со Христом, когда Он идёт во славе, но при первых признаках, что этот путь означает Крест, они оставляют Его. Как часто люди приходят в Церковь, чтобы получить что-нибудь от Христа. Но когда выясняется, что им надо пожертвовать чем-то ради Христа, отдать свою жизнь Ему, они отходят. Никто не может дать так, как Христос даёт. Но мы должны помнить, что быть христианином, следовать за Христом – всегда Крест.
И мы слышим слово Господа к двенадцати: «Не хотите ли и вы отойти от Меня?» И вот исповедание Петра, подобное тому, которое он произнёс в Кесарии Филипповой: «Мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога Живаго». Надвигающиеся испытания являют преданность его сердца своему Господу и решимость идти за Ним до конца.
Куда и к кому нам ещё идти? К этому миру, который обманет нас? К грехам, которые погубят нас? Оставить источник воды живой и идти к кладенцам хананейских мыслей? Ты один, Господи, имеешь глаголы жизни вечной.
Верность Петра основана на его личном отношении ко Христу. И он многого не понимал, и он, как все, порою в растерянности стоял перед путями Господними. Но во Христе было то, за что он готов был идти на смерть и в темницу. В конце концов, христианство – не просто принятие высшей мудрости и совершеннейшей нравственности. Это наш личный ответ Христу. Это наша ответная любовь к Богу Живому, потому что глубины нашего сердца не дают нам поступить по-другому.