Русь уходящая возвращается

Архив: 

7 июля 1892 г. 130 лет назад РОДИЛСЯ Павел Дмитриевич КОРИН

Дух в человеке – главное… Поэтому я ищу в жизни людей, в которых сильно духовное содержание, и пишу их». Так формулировал своё творческое кредо выдающийся русский художник Павел Корин.
Он родился в Палехе в семье потомственных иконописцев. В 11-летнем возрасте он поступил в Палехскую иконописную школу, а по её окончании работал в Донской иконописной палате в Москве. В этот период состоялось знакомство Корина с М.В. Нестеровым, по рекомендации которого Павел Дмитриевич поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества. В 1911 году он стал помощником Нестерова в работе над росписью Покровского собора Марфо-Мариинской обители в Москве.
В Москве Корин в 1933 году по протекции А.М. Горького получил мастерскую по Малой Пироговской, 16. Ныне по этому адресу находится Дом-музей Павла Корина. В 1931 году Горький организовал поездку братьев-художников
Павла и Александра Кориных по Европе, которая стала для них мощным творческим стимулом. Своеобразным творческим отчётом Павла Корина стали его 159 писем жене Прасковье Тихоновне, которые поражают разносторонней эрудицией и эмоциональностью описаний произведений искусства. Корин восхищается творениями мастеров Возрождения, более сдержанно высказывается о произведениях художников XIX столетия и крайне негативно отзывается о представителях современного ему авангардного искусства. В Дрездене он впервые увидел шедевр Рафаэля – «Сикстинскую Мадонну», которую назвал «идеалом чистейшего художества». Интересно, что уже в послевоенные годы Корин возглавлял группу реставраторов, вернувших первозданный вид спасённым советскими войсками шедеврам Дрезденской картинной галереи.
И произошло настоящее чудо. Увидев «Сикстинскую Мадонну», Корин воскликнул: «Она в прекрасной сохранности, ничего с ней не надо делать!»
В разгар Великой Отечественной войны Павел Дмитриевич написал одно из самых своих известных творений – триптих «Александр Невский». Созданный в нём образ святого князя, мужественного и необоримого защитника земли Русской от иноземных захватчиков, вдохновлял советских бойцов, одержавших величайшую в истории нашей страны Победу.
Корин был замечательным мастером портрета, запечатлевшим образы выдающихся соотечественников – писателей А.М. Горького и А.Н. Толстого, художника М.В. Нестерова, скульптора С.Т. Коненкова, актёра В.И. Качалова… В незабываемом 1945-м Корин специально ездил в Германию, чтобы написать портрет маршала Г.К. Жукова. Полководец высоко оценил работу художника. Когда картина была готова, маршал сказал: «Мне нравится, спасибо. И лицо такое полевое». – «А что значит “полевое”?» – поинтересовался Корин. «Такое, какое бывает на поле битвы», – последовал ответ.
Особое место в творческом наследии Павла Корина занимают портреты-эскизы к его главному труду – «Русь уходящая». Замысел этого грандиозного полотна родился у Корина в 1925 году под впечатлением от прощания с почившим Патриархом Тихоном. «Это реквием. Церковь вышла на свой последний парад», – написал художник своему другу и наставнику Михаилу Нестерову. Первоначально полотно так и называлось «Реквием», но А.М. Горький предложил название «Русь уходящая» и тем самым дал, по выражению Корина, «охранную грамоту» картине. Корин работал над ней с 1925 по 1959 год. Задуманное художником полотно должно было увековечить уходящую, старую Русь. Художник говорил: «За всю Церковь нашу переживал, за Русь, за русскую душу. Тут больше меня, чем всех этих людей.
Я старался их видеть просветлёнными и сам быть в приподнятом состоянии. Для меня заключено нечто невероятно русское в понятии “уходящее”. Когда всё пройдёт, то самое хорошее и главное – оно всё останется».
Волею судеб художник не сумел завершить работу над полотном. Но каждый из оставшихся 29 эскизов и этюдов воспринимается как самостоятельное произведение. На портретах – лица духовного звания и миряне, некоторые из которых были впоследствии канонизированы в лике новомучеников и исповедников. Например, преподобноисповедница схиигумения Фамарь (Марджанова), канонизированная Грузинской и Русской Православными Церквями, иеродиакон Феодор (Богоявленский), причисленный к лику новомучеников Церкви Русской…
Сохранился огромный (551 х 941 см) белый загрунтованный холст, на котором мастер планировал написать картину, а также небольшой, детально разработанный эскиз всей композиции. Этот эскиз изображает православный народ в интерьере Успенского собора в Московском Кремле. Герои полотна Корина торжественно предстоят, как бы сливаясь с сонмом святых на своде собора. В центре композиции три патриарха – Тихон, Сергий и Алексий I, которые выходят из алтаря. Картина оказалась провидческой. На переднем плане стоит будущий Патриарх Пимен, здесь ещё в сане иеромонаха. Он стал первоиерархом Русской Православной Церкви в 1971 году – уже после кончины Корина.
Творения Корина оказались актуальными в наше время – эпоху религиозного возрождения России, когда ушедшая было православная Русь вновь с таким триумфом возвратилась.

Владимир Дмитриевич
СОКОЛОВСКИЙ