Очень часто Великую Отечественную войну называют лишь эпизодом Второй мировой, замечая при этом, что этот эпизод уместно называть советско-германской войной. То есть войной между Третьим рейхом и СССР.
Но с кем на самом деле воевал Советский Союз? И было ли это сражение «один на один»?
Когда либералы и прочие историки-затейники принимаются кричать про ненужные потери, «мясом завалили» и «пили бы баварское», то обычно любят подтверждать свои тезисы о «бездарности и преступности» советского руководства и командования сравнением вермахта и РККА.
Мол, и людей у РККА было больше, а всё время их громили, и танков больше, и самолётов, и прочих железок-машинок, а всё немцы жгли. Не забывая при этом, правда, рассказать про одну «винтовку на троих».
И то и другое неправда. О винтовке «на троих». Всё было ровно наоборот. К 1941 году в арсеналах РККА насчитывалось не менее 12-15 миллионов винтовок Мосина. При численности Красной армии на 22 июня 1941 года около 5,5 миллионов человек. Добавьте сюда более миллиона автоматических винтовок СВТ, не менее полумиллиона автоматов ППШ, большое количество станковых и ручных пулемётов. Сразу становится ясно: уж чего-чего, а стрелкового оружия в РККА хватало.
Но гораздо интереснее второй миф. О подавляющем превосходстве Красной армии над вермахтом в численности буквально всего. Так, может, правы либеральные историки, и воевали мы бездарно?
Посмотрим на цифры. К июню 1941 года на границе с СССР вермахт располагал в трёх группах армий и армии «Норвегия» 127 дивизиями, двумя бригадами и одним полком. В этих войсках насчитывалось 2 миллиона 812 тысяч человек, 37 099 орудий и миномётов, 3 865 танков и штурмовых орудий.
Заметим, что большее количество дивизий при правильной организации даёт заметное преимущество при равной численности войск, и это существенно. Но этим силы Германии не исчерпывались, и вот про это «забывают» упоминать либералы. Вместе с Германией в войну с СССР готовились вступить Финляндия, Словакия, Венгрия, Румыния и Италия:
Финляндия – 17,5 дивизий общей численностью 340 тысяч 600 человек, 2047 орудий, 86 танков и 307 самолётов;
Словакия – 2,5 дивизии общей численностью 42 тысячи
500 человек, 246 орудий, 35 танков и 51 самолёт;
Венгрия – 2,5 дивизии общей численностью 44 тысячи
500 человек, 200 орудий, 160 танков и 100 самолётов;
Румыния – 17,5 дивизий общей численностью 358 тысячи 100 человек, 3255 орудий, 60 танков и 423 самолёта;
Италия – 3 дивизии общей численностью 61 тысяча 900 человек, 925 орудий, 61 танков и 83 самолёта.
То есть почти миллион человек в 42,5 дивизиях, при 7 тысячах орудий, 402 танках и к этому почти тысяча самолётов.
Несложный подсчёт показывает, что только на Восточном фронте союзники гитлеровской оси, а правильнее было бы называть их так, располагали 166 дивизиями, насчитывающими 4 миллиона 307 тысяч человек при 42601 единице артиллерии различных систем, а также 4171 танками и штурмовыми орудиями и 4846 самолётами.
Итак: 2 миллиона 812 тысяч только у вермахта и 4 миллиона 307 тысяч общей численности, учитывая силы союзников. В полтора раза больше. Картина меняется кардинально. Не правда ли?
А чем располагал на западной границе СССР к 22 июня 1941 года?
Да, Вооружённые силы Советского Союза к лету 1941 года, когда неизбежность войны стала очевидной, были крупнейшей армией мира. Проводилась фактически скрытая мобилизация. К началу войны советские Вооружённые силы насчитывали 5 миллионов 774 тысячи солдат. Конкретно в сухопутных войсках имелось 303 дивизии, 16 воздушно-десантных и 3 стрелковые бригады. Войска располагали
117 581 артиллерийской системой, 25 784 танками и 24 488 самолётами.
Вроде бы превосходство налицо? Однако все вышеперечисленные силы Германии и её союзников находились в развёрнутом состоянии в непосредственной 100-километровой зоне вдоль советских границ. В то время как в западных округах РККА имела группировку в 3 миллиона человек, 57 тысяч орудий и миномётов и 14 тысяч танков, исправных из которых было лишь 11 тысяч, а также около 9 тысяч самолётов, из которых исправными были только 7,5 тысяч. Причём в непосредственной близости от границы РККА имела в более или менее боеготовом состоянии не более 40 % от этого числа.
Из вышеперечисленного совершенно чётко следует, что СССР сражался не с одной Германией. Точно так же, как в 1812 году не с одной Францией. То есть ни о каком «завалили мясом» не может идти и речи. И так продолжалось практически всю войну, вплоть до второй половины 1944 года, когда союзники Третьего рейха посыпались, как карточный домик.
Добавьте сюда кроме непосредственных стран-союзников иностранные части вермахта, так называемые «национальные дивизии СС», всего 22 добровольческие дивизии.
В них проходили службу в ходе войны 522 тысячи добровольцев из других стран, в числе которых было 185 тысяч фольксдойче, то есть «заграничных немцев». Общая численность иностранных добровольцев составила 57 % (!) от численности «Ваффен-СС».
Перечислим их. Представлена вся Европа, за исключением разве что княжеств Люксембург и Монако, и то не факт.
Албания: 21-я горная дивизия СС «Скандербег»;
Бельгия: 27-я добровольческая гренадерская дивизия
СС «Лангемарк», 28-я добровольческая танково-гренадерская дивизия СС «Валлония», Фламандский легион СС;
Болгария: Болгарская противотанковая бригада войск СС;
Великобритания: Арабский легион «Свободная Арабия»,
Британский добровольческий корпус, Индийский добровольческий легион СС «Свободная Индия»;
Венгрия: 17-й корпус СС, 25-я гренадерская дивизия СС
«Хуньяди», 26-я гренадерская дивизия СС, 33-я кавалерийская дивизия СС;
Дания: 11-я добровольческая танково-гренадерская дивизия СС «Нордланд», 34-я добровольческая гренадерская
дивизия «Ландсторм Недерланд», Свободный корпус СС
«Данмарк», Добровольческий корпус СС «Шальбург»;
Италия: 29-я гренадерская дивизия СС «Италия»;
Нидерланды: 11-я добровольческая танково-гренадерская дивизия СС «Нордланд», 23-я добровольческая моторизованная дивизия СС «Недерланд», 34-я добровольческая гренадерская дивизия «Ландсторм Недерланд»,
Фламандский легион СС;
Норвегия: Норвежский легион СС, Норвежский батальон лыжных егерей СС, Норвежский легион СС, 11-я добровольческая танково-гренадерская дивизия СС «Нордланд»;
Польша: Гуральский добровольческий легион СС;
Румыния: 103-й танково-истребительный полк СС, Гренадерский полк войск СС;
Сербия: Сербский добровольческий корпус войск СС;
Латвия: Латышские легионеры, Латышский добровольческий легион СС, 6-й корпус СС, 15-я гренадерская дивизия СС, 19-я гренадерская дивизия СС;
Эстония: 20-я гренадерская дивизия СС;
Финляндия: Финские добровольцы СС, Финский добровольческий батальон войск СС, 11-я добровольческая танково-гренадерская дивизия СС «Нордланд»;
Франция: Французские легионеры СС, 28-я добровольческая танково-гренадерская дивизия СС «Валлония», 33-я гренадерская дивизия СС «Шарлемань», легион «Безен Перрот» (набирался из бретонских националистов);
Хорватия: 9-й горный корпус СС, 13-я горная дивизия СС «Ханджар». 23-я горная дивизия СС «Кама»;
Чехословакия: Гуральский добровольческий легион СС;
Галичина: 14-я гренадерская дивизия СС «Галиция».
Отдельно:
Скандинавская 5-я танковая дивизия СС «Викинг» – Нидерланды, Дания, Бельгия, Норвегия;
Балканская 7-я добровольческая горная дивизия СС «Принц Ойген» – Венгрия, Румыния, Сербия;
24-я горнострелковая (пещерная) дивизия СС «Карстъегер» – Чехословакия, Сербия, Галиция, Италия;
36-я гренадерская дивизия СС «Дирлевангер» – набиралась из уголовников различных европейских стран. Повторюсь, речь идёт о европейских добровольцах, не о призыве, не о пленных, не о дезертирах, волею судьбы вынужденных обменять службу у немцев на собственную жизнь. О добровольцах, сознательно поступивших на службу в СС, чтобы сражаться с русскими.
И это мы ещё не упомянули «хиви» – от немецкого Hilfswilliger, то есть «желающий помочь». Это добровольцы, поступавшие на службу непосредственно в вермахт.
Служили они во вспомогательных частях. Но это не значит небоевых. Например, из «хиви» формировались зенитные расчёты для люфтваффе.
О весьма пёстром национальном составе войск, противостоящих РККА, весьма красноречиво говорит национальный состав военнопленных, оказавшихся к концу войны в нашем плену. Простой факт: датчан, норвежцев и даже французов в плену на восточном фронте оказалось больше, чем участвовало в сопротивлении нацистам на их родине.
И это мы ещё даже не затрагивали тему экономического потенциала, который работал на немецкую военную машину. Прежде всего, это Чехословакия – довоенный лидер оружейного производства в Европе, и Франция – артиллерия, стрелковое оружие и танки.
Например, чешский оружейный концерн «Шкода». Каждый третий немецкий танк, принявший участие в операции «Барбаросса», был произведён именно в этой фирме. Более того, после аннексии Чехословакии немецкие специалисты обнаружили в цехах «Шкоды» два новых опытных танка LT38. После ознакомления с чертежами немцы приняли решение поставить танк на вооружение и начали его серийный выпуск. Производство этих танков шло практически до конца войны, только с конца 1941 года они начали выпускаться как база для немецких самоходных орудий. Более половины немецких самоходок имели чешскую базу.
Французы, в свою очередь, предоставили немцам свои судоремонтные мощности.
Немецкие подводные лодки, гроза атлантических конвоев союзников, так называемые «Волчьи стаи Деница», базировались и проходили ремонт на южном побережье Франции и в Средиземье вблизи Марселя. Причём судоремонтные бригады устраивали соревнования на предмет того, кто быстрее отремонтирует лодку. Не похоже на работу по принуждению, из-под палки, правда?
Так с кем же воевал СССР в Великую Отечественную войну? Хотя правильнее сформулировать вопрос иначе: кто напал на СССР в июне 1941 года?
Вопрос риторический.
Олег ДЕНЕЖКА
Федеральное агентство новостей