Саратовская твердыня

Архив: 

Согласно историческим справкам, Спасо-Преображенский мужской монастырь г. Саратова был основан в конце XVII века. Неоднократно подвергался пожарам и уничтожениям. Последний раз монастырь был воссоздан по проекту, разработанному в 1812–1814 г. итальянцем Луиджи Руска, придворным архитектором, «на 5 версте по Московскому тракту, при подошве горы, за пределами города».
На территории монастыря до революции находились пять храмов, колокольня, корпус настоятеля, братский и больничный корпуса, странноприимный дом, школа для сирот, баня, гостиный двор, две часовни, а также многочисленные хозяйственные объекты комплекса.
Огромная роль в жизни Спасо-Преображенского мужского монастыря г. Саратова принадлежит святому священномученику Гермогену (Долганёву), епископу Тобольскому и Сибирскому.
По окончании Санкт-Петербургской духовной академии иеромонах Гермоген был назначен инспектором Тифлисской духовной семинарии, в 1898 году возведён в сан архимандрита. Будучи ректором, он отчислил в 1899 году из семинарии мало кому тогда известного Иосифа Джугашвили (Сталина) за прогулы и низкую успеваемость.
В 1901 году архимандрит Гермоген был хиротонисан во епископа Вольского, викария Саратовской епархии, в 1903 году назначен епископом Саратовским и Царицынским и настоятелем Спасо-Преображенского мужского монастыря Саратова. Самые большие преобразования в жизни Спасо-Преображенского мужского монастыря связаны с именем преосвященного Гермогена.
С большой любовью и уважением относился к епископу Гермогену святой праведный Иоанн Кронштадтский. Вот выдержка из письма священномученика Серафима Чичагова к графине Софии Игнатьевой. Говоря о смерти святого праведного Иоанна Кронштадтского, он пишет: «Есть у меня последняя его икона, благословение предсмертное, которое он дал с удивительными словами: “Я могу умереть покойно теперь, ты и Гермоген будете продолжать моё дело, бороться за Православие!”»
Во время революции 1905 г. владыка Гермоген наладил издание ежедневной православно-патриотической газеты «Братский листок», в которой разоблачал преступления мятежников и лживость их идеологии. В 1906 г. святой праведный Иоанн Кронштадтский прислал ему открытку, в которой уже тогда предрёк ожидающую его мученическую кончину: «Вы в подвиге; Господь отверзает Небо, как архидиакону Стефану, и благословляет Вас».
В 1908 г. влиятельные политические силы пытались добиться его устранения с самостоятельной Саратовской кафедры. Они ходатайствовали перед святым царём-страстотерпцем Николаем об этом. Государь ответил: «Преосвященного Гермогена нельзя трогать из Саратова! Это редкий иерарх, у него прекрасная душа…»
Гермоген был лично знаком с Григорием Распутиным и сначала верил ему.
Но потом по ряду причин изменил к нему своё отношение и начал активную борьбу с ним. Однако впоследствии он осознал свою ошибку и примирился с Распутиным.
В конце 1911 года на очередном заседании Святейшего Синода владыка резко разошёлся с обер-прокурором В.К. Саблером, который с молчаливого согласия многих архиереев спешно проводил некоторые учреждения противоканонического характера (корпорация диаконисс, разрешение отпевания инославных).
 7 января преосвященному Гермогену был объявлен указ за подписью государя об увольнении от присутствия в Святейшем Синоде и отбытии в свою епархию до 15 января. Не уложившись ввиду болезни в отведённый промежуток времени, владыка был сослан в Белоруссию в Жировицкий монастырь.
В августе 1915 года владыку перевели в Николо-Угрешский монастырь Московской епархии, а после Февральского переворота 1917 года он был назначен на кафедру в Тобольск.
25 декабря 1917 года в Покровском храме города Тобольска в присутствии царской семьи диакон Евдокимов провозгласил им многолетие – как и положено по Богослужебному уставу.
Вслед за этим последовал арест настоятеля храма протоиерея Васильева и диакона Евдокимова. На запрос об этом происшествии из местного органа большевистской власти владыка Гермоген ответил: «Россия юридически не есть республика, никто её таковой не объявлял и объявить не правомочен, кроме предполагаемого Учредительного Собрания. Во-вторых, по данным Священного Писания, государственного права, церковных канонов, а также по данным истории, находящиеся вне управления своей страной бывшие короли, цари и императоры не лишаются своего сана как такового и соответствующих им титулов, а потому в действиях причта Покровского храма ничего предосудительного не усмотрел и не вижу».
На литургии владыка всегда вынимал частички за царскую семью, свято храня любовь к ней. В январе 1918 года, после принятия большевиками декрета об отделении Церкви от государства, ставившего верующих в действительности вне закона, архипастырь обратился к народу с воззванием, которое заканчивалось словами: «Станьте на защиту своей веры и с твёрдым упованием скажите: “Да воскреснет Бог и расточатся врази Его”».
Власти стали усиленно готовиться к аресту непреклонного епископа, но владыка, не смущаясь, назначил на Вербное воскресенье (15 апреля 1918 года) крестный ход. Он говорил: «Я от них пощады не жду, они убьют меня, мало того, они будут мучить меня, я готов, готов хоть сейчас. Я не за себя боюсь, не о себе скорблю, боюсь за жителей – что они сделают с ними?»
Накануне праздника, 13 апреля, в архиерейских покоях появились вооружённые красноармейцы. Не обнаружив епископа, они учинили обыск в его покоях и осквернили алтарь домовой церкви.
Во время обыска у него было найдено письмо императрицы Марии Феодоровны, в котором она писала: «Владыка! Ты носишь имя святого Гермогена, который боролся за Русь; это предзнаменование.
Теперь настал твой черёд спасать Родину; тебя знает вся Россия – призывай, громи, обличай!!! Да прославится имя твоё в спасении многострадальной России!»
Крестный ход собрал множество верующих. Со стен городского кремля хорошо был виден дом, где томилась в заключении царская семья. Владыка, подойдя к краю стены, высоко поднял крест и благословил августейших страстотерпцев, которые смотрели из окон на крестный ход.
Владыка был арестован и заключён в Екатеринбургскую тюрьму. В июне 1918 года епископа Гермогена и ещё несколько заключённых увезли в Тюмень и посадили на пароход. Ночью 29 июня по новому стилю епископу Гермогену привязали камень на шею и бросили в воду.
В июле тело святителя нашли на берегу возле села Усальского. Сейчас его мощи находятся в Покровском храме Тобольского кремля.
1 ноября 1981 года священномученик Гермоген был прославлен в лике святых Русской Православной Церковью Заграницей. Со временем Господь судил свершиться его прославлению и в России: 23 июня 1998 года священномученик Гермоген был прославлен в лике местночтимых святых Тобольской епархии, а 20 августа 2000 года его имя было внесено в Собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.
В 1931 году территория Спасо-Преображенского мужского монастыря г. Саратова была передана военному ведомству.
Возвращение Церкви Спасо-Преображенского монастыря и возобновление в нём монашеской жизни – историческое событие для Саратовской епархии. 22 марта 2011 года Священный Синод Русской Православной Церкви постановил благословить открытие Спасо-Преображенского мужского монастыря. 11 июня 2012 года, согласно решению Священного Синода, наместником обители назначен иеромонах Макарий (Зорин).
25 декабря 2012 года митрополит Саратовский и Вольский Лонгин совершил монашеский постриг (первый после возрождения монастыря) послушника обители, выпускника Саратовской православной духовной семинарии Деонисия Терещенко. Новый монах был наречён Гермогеном, в честь священномученика Гермогена (Долганёва). В монастыре постепенно возрождается монашеская жизнь.
10 декабря 2020 года после Божественной литургии митрополит Саратовский и Вольский Игнатий совершил освящение часовни во имя иконы Божией Матери «Знамение», расположенной в Святых монастырских вратах.
На территории монастыря сохранились здание храма св. великомученика Димитрия Солунского, корпус настоятеля монастыря и братский корпус.
Проводятся работы по восстановлению и благоустройству монастырского кладбища, на котором будет построена часовня в память о захороненных здесь священнослужителях и горожанах, оставивших заметный след в исторической и культурной памяти жителей Саратовского края.
В 1918 году епископ Дамиан (Говоров) в брошюре «История Спасо-Преображенского мужского монастыря г. Саратова» предостерёг потомков на посягательство святости существования монастырей:
«Покайся, русский народ! Из твоей среды, не из немецкой, а из русской среды явились враги монастырской жизни. Они забыли, что монастыри держатся благочестием, которое на всё полезно и всем полезно, не только для вечной, но и для временной жизни. Охраняй, русский народ, свои монастыри, ибо они устроены не золотом и серебром, а слезами, пощением и молитвою тех, которые вышли из твоей бедной среды. Никто не может умалить значение монастырей для русского народа; никто и не уничтожит их, ибо они находятся под особою охраной небожителей».
Ныне, несмотря на козни врага спасения, храмы и монастыри переполняются верующими, ежедневно совершается Безкровная Жертва о всех и за вся, не умолкает псалмопение, благолепие церквей и монастырей держится усердием молящихся.
Да укрепляется Православие среди русского народа и да хранит Господь Спасо-Преображенскую обитель на все века во спасение всех нас!

Евгений Фёдорович КОЗИН