Не помнящие родства

Архив: 

Размышления на тему русской музыки

Некрасов написал хрестоматийное стихотворение под названием «Размышления у парадного подъезда». Вот и я решил поразмышлять, выйдя после концерта из концертного зала «Зарядье» в Москве. Рождественский концерт хора мальчиков «Кантус» детской музыкальной школы им. И. Гайдна произвёл удручающее впечатление. Да, конечно, это было католическое Рождество, не православное, и всё же программа концерта оставила в душе неприятный след. Имея опыт хождения на подобного рода концерты, уже хорошо понимаешь структуру программы. Первое отделение, как правило, классическое. Хор исполняет произведения эпохи барокко, классицизма, романтизма, музыку ХХ века, которая уже стала классикой. В данном концерте хор мальчиков исполнил произведения Ф. Пуленка и Б. Бриттена.
Второе же отделение было составлено из достаточно низкого уровня аранжировок и произведений американских композиторов. И, хотя было исполнено несколько произведений предыдущих эпох, это не сделало концерт интересней. Даже известную с детства колядку «Щедрик» хор исполнял на английском языке.
Венцом программы стало исполнение рождественской американской песни «Jingle bells». Хористы вынули колпачки Санта Клауса и быстренько водрузили их на головы. Зал принял этот трюк с восторгом. Было ощущение какой-то ангажированности. Вся программа производила впечатление некоего шаблона, в который постарались вписаться, чтобы угодить каким-то людям, от которых, возможно, зависит будущее процветание хора.
В последнее время те хоры, которые вписались в мировой шаблон, как правило, разнообразием не отличаются. В их программах Моцарт может соседствовать с песнями группы «Beatles», а Карл Орф с песней «Jingle bells». И что же здесь плохого? Казалось бы – ничего. Да, учитываются все вкусы публики.
Вот только псевдоисторизм классической части программы большей частью меркнет по сравнению с попсовыми произведениями, стирающими национальный характер и работающими на потребу мультикультурализма.
В конце 80-х годов прошлого века и в 90-е годы по стране прокатилась волна интереса к возрождению русской духовной музыки и русского хорового пения.
Устраивались фестивали православной хоровой музыки, издавались диски с восстановленными записями дореволюционных хоров. Возвращались произведения, созданные гением великих русских композиторов – Бортнянского, Кастальского, Чеснокова и других.
Помню телевизионные дискуссии, посвящённые возрождению и путям развития русской хоровой музыки.
Огромным успехом пользовались коллективы, исполняющие в гастрольных поездках шедевры национального искусства. И вот теперь, после такого возрождения хорового искусства, когда можно воспитывать молодое поколение на лучших образцах русской национальной культуры, мы скатываемся к исполнению модных шлягеров в надежде, что «нас признают на Западе». Мне представляется, что в ситуации с Рождественским концертом, как в капле воды, отразилась ситуация и с нашим музыкальным образованием.
Вот в 2022 году Московская филармония отмечает своё столетие. Разумеется, за этот период была проделана огромнейшая работа. И главное, в том, что на образцах великой и гениальной музыки было воспитано не одно поколение. Настоящие меломаны не только научились ценить подлинное искусство, но и прекрасно разбирались в тонкостях музыкальной интерпретации: ведь солистами филармонии были великие музыканты ХХ века – Рихтер, Ойстрах, Коган, Флиер, Зак, Гилельс и многие другие. Для детей и юношества устраивались циклы концертов, которые транслировались на всю страну, и в этих концертах участвовали отнюдь не рядовые музыканты. Абонементы филармонии позволяли в развёрнутых монографических циклах концертов глубже узнать и полюбить творчество гениев мировой музыкальной культуры.
Что же сегодня?
По-видимому, к руководству Филармонии пришли люди, ориентирующиеся на прозападное направление и западный опыт устроения филармонической жизни. В 2020 году Россия должна была отметить юбилей
П.И. Чайковского – 180 лет со дня рождения. Пандемия помешала этому. Мало того – даже запланированных мероприятий почти не было. Зато фестиваль музыки Генделя (335 лет со дня рождения) перенесли на 2021 год. Вы будете смеяться, но ещё два абонемента музыки Генделя нас ожидают в сезоне 2022–2023 гг.
 Между тем абонементы с русской национальной симфонической или хоровой музыкой достаточно пересчитать по пальцам.
Можно подумать, наши меломаны лучше разбираются в музыке западноевропейского барокко, чем в своей родной. Да и особым разнообразием выбор нашей музыки не отличается. В этом реально повинны законы рынка. Лучше за сезон десятки раз исполнить первый концерт Чайковского для фортепиано с оркестром, чем знакомить слушателя с его же малоизвестными произведениями, которые не менее прекрасны.
За последние 30 лет с концертных площадок почти исчезли произведения Балакирева, Римского-Корсакова, Аренского, Лядова, других русских композиторов «второго ряда». Не лучше обстоит дело и с музыкой ХХ века. Музыковеды нового времени оставили нам несколько имён – Прокофьев, Шостакович и Хачатурян.
А как быть с остальными?
Кого-то заклеймили за участие в кампаниях 1948 года как пособников сталинского террора.
Поэтому сегодня музыка Кабалевского, Хренникова почти не исполняется. Но вот чем оказались виноваты такие замечательные композиторы, как Глиэр, Шапорин, Молчанов, Шебалин, Мурадели, другие композиторы первой половины ХХ века? Их, видимо, совсем списали с корабля истории. Не слишком ли опрометчиво поступили современные музыковеды, лишая нас возможности слышать музыку, уже ставшую историей, но замалчиваемую только по желанию какой-то группы лиц?
К сожалению, приходится констатировать, что сегодня у нас в России или, по крайней мере, в Москве в филармоническом пространстве удельный вес русской музыки гораздо ниже, чем западноевропейской.
Очень жаль, что её присутствие в концертных залах зависит от кучки людей, присвоивших себе право решать, на какой музыке воспитывать российского слушателя. Эта ситуация, на мой взгляд, является угрожающей, поскольку мы, россияне, живущие в своей стране, лишены возможности знакомиться с историей своей национальной культуры в более полном объёме. И может быть, несмотря на веяния с Запада, мы наконец повернёмся лицом к национальной культуре и искусству, которые должны стать приоритетными и востребованными для нас самих.
Все эти 30 лет мы оглядывались на Запад с желанием вписаться во все процессы, чтобы нас похвалили за соответствие их лекалам, шаблонам. Пора наконец вспомнить о том, что у нас не только в ХIХ, но и в ХХ веке была великая национальная культура, которую мы имеем право знать и любить. В конце концов, очень важно, чтобы наша принадлежность к культуре своей страны стала предметом
гордости за неё.
Россия была способна рожать и воспитывать людей, оставивших ей в наследство настоящие подлинные шедевры. И наша задача – сохранить их и сделать доступными для широкого круга слушателей. И чтобы никогда в нашей стране не было случая, когда, например, педагогу музыкальной школы делали выговор за то, что он предлагает своим ученикам исполнять музыку Рахманинова.
Возвращаясь к началу статьи, хочется надеяться, что рождественские концерты у нас всё-таки будут проходить не 25 декабря, в угоду будущим спонсорам, а на наше русское православное Рождество – 7 января! А хору мальчиков «Кантус» хочется пожелать, чтобы они пели с таким же мастерством и удовольствием не только западную «попсу», но и обратились бы к русским колядкам и песням, к тому, что составляет духовную суть нашего народа. И чтобы, исполняя произведения, эти дети чувствовали радость и гордость от того, что они русские люди.

Алексей Петрович ПАНОВ,
пианист, дирижёр,
музыковед,
старший преподаватель
РГСАИ