Война и воля Божия

Архив: 

Желая утешить человека, находящегося в смятении, мы часто приводим «цитату»: без воли Божией и волос не упадёт с головы. На самом деле в Евангелии говорится, что и волос с головы верного «не пропадёт напрасно», но перед этим Господь говорит, что некоторых из верных умертвят. И одно не противоречит другому.  Потому что «волос с головы не пропадёт» – означает полноту Божественной справедливости и воздаяния в Царствии Небесном.
И упование на милость Божию не отменяет необходимости мужества в перенесении скорбей и напастей.
Здесь неизбежно вспоминается давний спор о силе и «безсилии» христианства. В чём и как проявляет себя и действует сила Божия и чем она отличается от человеческих преставлений о силе. Это особенно важно понять в наше время, когда идея внешней силы, могущества и власти провозглашается порой признаком истины. На эту тему в «Божественных именах» обстоятельно рассуждает священномученик Дионисий Ареопагит.
Всякая сила и энергия дана от Бога, так что не имеющие силы и энергии не могли бы и существовать, а точнее, и не существует ничего, что не имело бы силу и энергию, дарованную от Бога. Но вот
вопрос: как же сила и энергия Божия действует в злонамеренных демонах и одержимых страстями людях? Почему Бог словно бы попускает использовать дарованную Им силу для совершения зла. Почему
не отымет её от всякого злонамерения? Ответ простой – зло только думает, что оно пользуется благом, а на деле всё более отпадает от него и, причиняя страдания живущим, служит к их очищению, освящению и будущей славе, которая вполне откроется в вечности. Словом, вопрос благой силы и «использующего» её зла, вопрос страданий и причинённых злом страданий и смерти – все эти вопросы
имеют разрешение только в вечности и не могут быть разрешены в рамках земной человеческой истории. Вот почему столько недоразумений возникает по поводу добра и зла, справедливости и страданий…
Полнота Божественной правды откроется только в вечности, когда «зёрна» будут окончательно отделены от «плевел».
Божественная справедливость по Дионисию заключается в том, что Господь взыскующим истинного блага подаёт это благо посредством земных лишений и скорбей, которые отрешают человека от суеты и прелести мира, «лежащего во зле» и обращают к взысканию Бога. В этом смысле и святитель Иоанн Златоуст говорит о том, что само понятие зла имеет двоякое значение. То есть собственно злом мы называем грех, отпадение от Божественного блага, а всё остальное, неприятное, скорбное и мучительное, хоть и называется злом, но в ином смысле. Вот почему в одном из прокимнов говорится: «Приложи им зла, Господи! Приложи зла сильным земли!». Казалось бы – как можно просить у Бога для кого-то зла, но если понять, что речь здесь идёт о вразумлении безчинных, то всё становится на свои места.
И если мы говорим о скорбях и боли, о мучениях, несчастиях, бедах и о самой смерти, то и это всё не случается без воли Божией. Только отцы святые говорят о троическом характере проявления Божественной воли: по благоволению, по домостроительству и по попущению.
По благоволению скорби допускаются добродетельно живущим для того, чтобы они украшались венцами терпения, по домостроительству – для вразумления согрешающих, по попущению – для наказания не желающих исправляться и упорствующих во грехе. Этих, последних, Господь предаёт «превратному уму», то есть оставляет окончательно погибать в их безумии, что страшнее любого наказания, потому что человек уже не найдёт себе оправдания в вечности. Когда жизнь явного грешника пресекается от действия зла – это можно считать наказанием, а значит, и залогом, причиной грядущего облегчения мук или даже оправдания (смотря по расположению сердца человека). Но когда мы видим руководящую роль «превратного ума» в иных считающих себя «развитыми» странах, когда мы видим безнаказанное и по виду благоденственное процветание народов, «пенящихся своими срамотами», – мы понимаем, что духовное разложение и ожесточение в грехе достигло в этих народах и странах самой опасной степени. Степени, когда Бог оставляет людей без вразумления и наказания.
И, напротив, когда случаются какие-то общенациональные несчастья, – это означает, что Бог ещё не окончательно оставил эти народы и не лишает своего наказания.
Собственно же сила Божия отличается от того, что принято считать силой в человеческом смысле. Вот почему говорится, что сила Божия в немощи совершается (2 Кор.12, 9). Потому что сила Божия заключается в высшей правде, причастность и стояние в которой зачастую бывает причиной скорбей, страданий и самой смерти в этом мире, «лежащем во зле». Но победа зла обманчива и кратковременна, она лишь служит большему прославлению Бога, хоть и не желает того. И в этом заключена мучительная обречённость зла – в том, что оно никогда не достигает своей цели и в своём противлении благу обречено на безконечное «самоистязательное» страдание.
Воля Божия есть освящение ваше (1 Фес. 4, 3), говорит апостол Павел, возвещая великую тайну человеческого призвания. Господь наш Иисус Христос, принеся искупительную Жертву за наши грехи,
примирил и соединил в Своём лице Божественную и человеческую природу. И кто желает такого примирения и соединения – не иначе может его достичь, как во Христе, веруя в Него, приобщаясь Его духу и живя по Его заповедям. Вот почему апостол Петр говорит, что нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись (Деян. 4, 12). Церковь же есть Тело Христово, столп и утверждение истины, полнота Наполняющего всё во всём, так что наше примирение с Богом в вечности совершается не иначе как в Церкви. В этом и состоит наше призвание, в этом и заключена воля Божия в отношении нас: чтобы мы, живя церковной жизнью, творили всякое добро во славу Божию, с верою, терпением и любовью.

Священник Димитрий
ШИШКИН