Те, кто смотрит 9 мая Парад Победы по телевидению, конечно, обратили внимание, что министр обороны России Сергей Шойгу с непокрытой головой выезжает из Спасских ворот в открытом автомобиле и, не таясь, осеняет себя крестным знаменем перед тем, как надеть фуражку и проследовать на Красную площадь для приёма Парада. А камера поднимается вверх и останавливается на надвратном образе Иисуса Христа, который называется «Спас Смоленский». Это старая московская традиция креститься, проходя через Спасские ворота.
Истоки обычая помещать иконы над крепостными воротами идут к V–VI векам. Как гласит церковное предание, царь Эдессы Авгарь приказал поместить Нерукотворный образ Спаса (Убрус) в особую нишу над главными воротами крепостных стен города в память о своём чудесном исцелении и принятии христианства. Позже, уже во время осады города войском персидского царя Хосрова, благодаря Божией помощи через свой образ, город удалось отстоять. В 944 году образ был торжественно перенесён в Константинополь. В честь этого события был установлен церковный праздник «Нерукотворного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа» 16/29 августа.
Убрус стал палладием (хранителем) Константинополя и Византийской империи от врагов.
После падения Константинополя в 1453 году именно Московское государство теперь выступало защитником и освободителем православных христиан, порабощённых католиками и мусульманами. С 1512 по 1522 год великий князь Московский Василий III вёл войну с Великим княжеством Литовским за территориальное наследие Древней Руси. Он продолжил дело своего отца – собирание русских земель в единое русское государство. Одной из главных целей этой войны было возвращение Смоленска из-под польско-литовского владычества.
Присоединение Смоленска к русскому государству воспринималось соотечественниками богоугодным делом. После тяжёлой битвы наёмный военный гарнизон Смоленска сдался под давлением жителей.
По сообщению владимирского летописца, князь Василий III вошёл в Смоленск в 1514 году, «на Спасов день», 1(14) августа, когда Церковь чествует Происхождение (изнесение) Честнаго и Животворящего Креста Господня, а также совершает празднование Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.
Летопись сообщает, что, вернув свою «отчину и дедину», великий князь поставил церковь «Спаса Смоленского» «от реки на рве».
Примерно к этому времени относится и появление первого образа Спасителя на Спасской (тогда ещё Фроловской) башне Московского Кремля. На Руси в XVI веке почти все русские крепости имели над проездными воротами иконные изображения. В течение четырёх веков всякого проходящего и проезжающего Спасскими воротами Кремля благословлял Христос с надвратной Своей иконы. После 1917 года исчез с башни образ Спасителя. Казалось, что навсегда. Но в 2010 году он был снова явлен русскому народу и миру, став символом возрождения тысячелетней России.
Прошло пять столетий после Смоленской победы, и вновь воины России на Параде Победы воздают честь и благодарение Подателю всех благ и родоначальнику всех Побед – Иисусу Христу, победившему смерть и даровавшему нам силы для борьбы с «мироправителями тьмы века сего» (Еф. 6, 12).
Николай Александрович
САМСОНОВ