В начале было Слово

Архив: 

Ответы протоиерея Александра ШАРГУНОВА

Как переменчива толпа! Мы знаем это хорошо из Евангелия, из жизни Спасителя, из нашей истории. И видим это сегодня на каждом шагу. Что нам делать, чтобы не подчиниться какому угодно господствующему мнению, не раствориться с толпой, не потерять себя и свою веру? В то время как мы, христиане, призваны быть просветителями других ослепших духовно людей.
А. Степнов, г. Переславль-Залесский

Да, это действительно так. Но Бог сильнее всего, и Его милосердие превосходит всё. И важнее всего каждому из нас иметь очень большое желание пробиться к свету. Разве случайно, что Бог вложил в уста преподобного Серафима Саровского эти известные всем слова: «Спасись сам, и тысячи вокруг тебя спасутся» накануне следующих один за другим великих испытаний нашего народа. Вспомним евангельскую историю про исцеление иерихонского слепого.
На вопрос Христа: «Чего ты хочешь?» – слепой отвечает: «Господи, хочу прозреть». И Учитель говорит одно лишь слово: «Прозри». Он облекает тайну этого исцеления теми же словами, какими Он объяснил исцеление кровоточивой грешнице, прокажённому самарянину и всем, кому Он от века оказал милость. И мы вдруг узнаём, что спасение, о котором идёт речь, превосходит простое физическое исцеление. Более того, открывается совершенно неожиданная ситуация.
Народ, который только что был толпой, не пускавшей его ко Христу, – этот народ, как сказано в Евангелии, видит, что слепой своей верой обрёл зрение. И когда прозревший человек благодарит Бога (Бог во Христе, в посланном Им Сыне Единородном совершил это чудо), народ воздаёт хвалу Богу. Толпа становится народом, и народом Божиим. Не только об исцелении и спасении одного человек радуется каждое слово Евангелия. Ещё большее изумление и ещё большую радость вызывает то, что безформенная людская масса становится народом Божиим.
Разве это не чудо? И разве перестал совершать чудеса Господь? Вокруг Церкви – там, где Христос, – всегда толпится народ, и многие в скорбях и болезнях надеются на немедленную помощь. Эти люди так или иначе слепы, и сами тянутся к свету. Но как происходит, что, соединяясь в одно, как бы каждый прибавляя свою непросвещённую тьму к тьме другого, они становятся незрячей толпой, которая не даёт подойти ко Христу тому, кто уж очень рвётся к Нему, и при том из очень уж большого мрака? Мы не говорим о той толпе, которая готова крушить всё на своем пути, даже храмы. Или о той толпе, в которую сейчас агрессивной пропагандой русофобии правительства западных стран и Америки превращают свои народы. Мы говорим о другой толпе, которая как бы ищет прикоснуться ко Христу. Но даже эта толпа, кричащая сегодня: «Осанна!», а завтра: «Распни Его!», может становиться преградой для нас на пути ко Господу. Как? Желанием всё бездумно регламентировать, как это произошло со слепым, или скептической насмешкой, как это произойдёт с Закхеем. Мы увидим, что человек маленького роста из-за толпы не может увидеть Христа. Самим фактом своего существования толпа может быть преградой, не говоря о том, что она может становиться активно мешающей.
Горше всего, когда сама Церковь, подобно непросвещённым ещё Святым Духом ученикам, действует заодно с этой толпой, причём под предлогом защиты чистой проповеди и молитвы. «Отойди, не тревожь Учителя!» Все мы страдаем от слепоты духовной. Как нам дойти до такой глубины страдания, где открывается страдание другого человека, и мы начинаем видеть самую суть – Крестный путь в Иерусалим нашего Господа, Его Крест и Его Воскресение?
Мы начинаем видеть самую суть, и уже не имеет значения, «что скажут обо мне другие».
Бог приближается к человеку. Что значит всё остальное?
Не побояться толпы, не подчиниться ложному, сколь угодно массовому сознанию (пусть это будет всё человечество) – это, оказывается, немало. Речь не идёт о пренебрежении к кому-то, тем более ко многим.
Как нам достигнуть Бога и другого человека и стать совершенно свободными по отношению к миру? И снова в изумлении мы повторим: «Неужели это возможно?» Неужели прозрением одного человека могут начать видеть все, и толпа может стать народом Божиим, обретающим себя на земле и в вечности во Христе!

Среди Пасхи мы слышим: «В начале было Слово».
Мы знаем, что человек – словесное существо. Он наделён от Бога даром разумного и доброго слова. Но как всё в мире тонет в океане безсмысленных и лживых слов! Так что хочется иногда, по слову Тютчева, написавшего стихотворение «Силентиум»: «Молчи, скрывайся и таи / И чувства и мечты свои», перестать говорить и слышать. И мы знаем, что подвиг некоторых христианских подвижников заключался в хранении молчания. А нам, живущим среди суеты и шума мира, где найти спасительное равновесие? Большинство людей, наверное, просто не задумываются об этом. А ведь здесь, мне кажется, заключена одна из главных тайн жизни.
В.И. Калагин, г. Екатеринбург

«В начале было Слово», и благодаря Слову Божию, явившемуся среди нас, начало совершаться наше искупление и личная история спасения каждого из нас. Нашей приобщённостью этой тайне может определяться, каково наше молчание.
Это молчание слушает, приемлет и даёт Слову жить в нас. Но, разумеется, приобретение такого подлинного молчания предполагает жизнь на подлинной евангельской глубине. Таковыми были святые. Согласно Слову Божию должны быть наши слова благодарения, поклонения, молитвы. Впереди всего – спасение от безсмыслицы и слов, окружающих нас. Молчание уготовляет землю, на которой, как гром, будет звучать Слово. Да, если мы хотим узнать Бога, мы должны научиться молчанию. Ты слишком много говоришь, ты должен научиться слушать. Это – «сокрытое сокровище». Наша личная молитва, наше смиренное чтение Священного Писания – время поклонения, которое мы высвобождаем, несмотря на давление наших каждодневных забот, – будет сокровенной землёй, сокровищем, которое мы находим на поле нашей жизни.
Каждый из нас волнуем совне шумом слов, которые окружают нас и днём, и ночью. Каждый из нас изнутри искушаем болтовнёй суетной и безполезной, которая душит и губит нас и не даёт нам услышать приглашение на вечный праздник Слова Отча. Для некоторых молчание (и тишина) – грань перехода в небытие и пустота. Всякий шум, невыносимый для нас, для них – более желателен, в нём больший признак жизни. А в молчании – уныние смерти. Требуется мужество пребывать в молчании как отказ от чего-то как будто очень важного.
Многие боятся молчания и тишины. Всякий шум им кажется лучше. Молчание и тишина для них – символ пустоты. Слова, самые ничтожные, избавляют их от тоски и уныния. Всякий шум – избавление от ужаса небытия. Мужество вслушиваться в тишину и молчание – преодолевать то, что не даёт нам быть человеком, стать самим собой, начать возвращаться к нашим истокам. Способность к внутреннему молчанию характеризует подлинно верующего и избавляет его от мира неверия.
Здесь начало молитвы, личного обращения к Слову, Которое лечит душу. Всё заключается в том, чтобы иметь Бога в молчании, быть со Христом. Молча слушать Его Евангелие в доверии к Нему, преодолевая все страхи. Молчать – слушать глас Божий. Господь стучит в дверь моего сердца, желая разделить со мной Своё время и доверить мне то, о чём я не смел желать.
Есть молчание, которое больше всех слов. Все слова Евангелия заключены в этом молчании. И есть ещё большее, что не написано в книгах сих, и есть ещё большее, что мы сейчас не можем вместить. Вся истина, вся любовь, вся полнота жизни.преображает человека, потому что даёт ему узнать присутствие Христа в нашей жизни. Если мы ведомы Словом Божиим в каждый момент нашей жизни, особенно трудной, Слово Божие даёт нам надежду, поддерживает и утешает нас.
Вера не зависит от личного каприза, не человек – у её истоков. Она – поистине очень простое отношение того, кто относится с доверием к Слову Божию. Она принимает слова Бога, Который действует в нём. Преодолеть духовную пустыню сегодняшнего мира без вреда невозможно для нас, если в течение всей своей жизни христианин не развивает в себе вкус к слову Божию. Только оно может освятить день Божественным присутствием даже среди самой великой пустоты.

Почему священники говорят, что надо каждый день читать Евангелие? Я уже читала его, и не один раз. Мне кажется, что я хорошо знаю все, что в нём написано. Вы слышали, чтобы вам советовали читать какую-то книгу, если вы уже хорошо знаете её? К тому же прежде, наверное, надо попытаться исполнять то, что уже прочитано, а не безконечно возвращаться к тому, что уже знаешь.
Е.А. Коновалова, г. Брянск

Да, это так. Но если бы мы действительно знали то, о чём думаем, что знаем! Евангельское слово, если мы по-настоящему его слушаем, имеет силу открыть наше сердце вере. На самом деле конца этому нет и не может быть. Слово Божие созидает нашу веру. Слушать Евангелие – значит принять благовестие, которое идёт от смерти и Воскресения Христова. Иначе говоря, дать сердцу силу открыться чудесному отношению доверия Богу и стать способным с доверием относиться к ближнему, создавая атмосферу взаимного доверия, столь важную для преодоления жизненных трудностей. Также чтение Писания преображает человека, потому что даёт ему узнать присутствие Христа в нашей жизни. Если мы ведомы Словом Божиим в каждый момент нашей жизни, особенно трудной, Слово Божие даёт нам надежду, поддерживает и утешает нас.
Вера не зависит от личного каприза, не человек – у её истоков. Она – поистине очень простое отношение того, кто относится с доверием к Слову Божию. Она принимает слова Бога, Который действует в нём. Преодолеть духовную пустыню сегодняшнего мира без вреда невозможно для нас, если в течение всей своей жизни христианин не развивает в себе вкус к слову Божию. Только оно может освятить день Божественным присутствием даже среди самой великой пустоты.

Что значат слова апостола Павла: «По отшествии моем из вас самих восстанут лютые волки, не щадящие стада»?
Об этом написано в книге Деяний в 20 главе, стихи 29–30?
Ю.Н. Шапошников, г. Коломна

Мы помним слово Спасителя о волках, расхищающих и губящих словесное стадо. Человеконенавистник и человекоубийца диавол, ненавидящий Христа и Его последователей, будет до конца времён стараться уничтожить Церковь. Но не напрасно святые отцы говорят, что ереси опаснее гонений. И здесь апостол Павел имеет в виду волков, находящихся внутри Церкви. Понятно, что речь идёт в первую очередь о еретиках и раскольниках, которые действуют со своей ложью и коварством во все времена. Для чего же тогда отходит он, если знает, что будут волки лютые? А потому что Дух влечёт. Дух истины,
Который всегда хранит Церковь как «столп и утверждение истины». Восстанут волки «из вас самих», изнутри Церкви, что-бы отторгнуть учеников.
Кто же будет тогда управлять стадом? Обратите внимание, что апостол Павел не говорит: «по причине отшествия моего», но «по отшествии моём». Это значит, что если Господь приобрёл Церковь Своею Кровию, то, конечно, и защитит её. Когда святого Иоанна Златоуста, лишённого неправедным судом патриаршего сана, вывели из храма, он сказал плачущему народу: «Не плачьте обо мне. Не мною началась проповедь, не мною она и кончится». Когда Церковь лишается одних достойных пастырей, Господь вместо них возводит других, даже ещё, может быть, более сильных. Или Сам приходит со всепобеждающей благодатной силой.