И у нас нет другого пути, кроме как содействовать выздоровлению братского народа, проявлению и развитию его лучших качеств.
А все разговоры о том, что «мы сами разбер¸мся», увы, больше несостоятельны. Потому что на это самоопределение было отведено Богом Украине 30 лет
То, что происходит сейчас, – это то, о чём пару месяцев назад сказал министр иностранных дел Сергей Викторович Лавров: «Русские медленно запрягают, но быстро едут». Наше «медленное запрягание» – это долгие и терпеливые переговоры с желанием донести до наших «западных партнёров» крайние озабоченности России и настоятельные просьбы: а) о нераспространении НАТО на восток,
б) о неразмещении ударных систем на границах с Россией,
в) о возвращении инфраструктуры НАТО к рубежам 1997 года.За вежливой и терпеливой настойчивостью этих объяснений зрела крайняя решимость и готовность к действиям. Но «западные партнёры» этого не поняли, не поверили, а, напротив, саму эту вежливость и терпение с добрым стремлением сохранить уважительные отношения сочли слабостью и лишним поводом «навалиться» и «надавить».
Ну вот и «надавили», сломали последнюю грань терпения, перешли «красную линию» и увидели, наконец, что означает «быстро ехать» по-русски. Всё ведь очень логично и просто на самом деле. И выдумывать что-то «сверх того» просто нет смысла.
Теперь об Украине. Всё, что происходит сейчас там, – это как раз и есть Русский ответ на многолетнее, медленное, но неотступное наступление Запада на восток. Все попытки мирного решения этого болезненного для России вопроса были исчерпаны. Мы не были услышаны. А метафизически главный вопрос здесь – воля Божия. Потому что нет воли Божией, чтобы украинский народ горделиво возвышался и слушал западных советников и усваивал себе их дух, нравы и отношение к жизни. А паче всего – патологическую неприязнь к России, основанием и причиной которой служит самоистуканство, возведённое в степень глобальной идеологии. Всё это очень серьёзно и наказуемо. Бог долго терпел и, с любовью вразумляя Свой народ, посылал ему (как в Писании) «пророков» и праведников (с поправкой на современность). Но (опять же как по Писанию) «иных побиша, а иных и убиша», а можно ещё добавить, что и «в темницы всадиша», и многие там находятся до сих пор.
Словом, украинский народ заболел, и это заболевание – духовное, нравственное, а в последнее время уже и явно душевное, под названием украинский национализм – только прогрессировало с годами, разогреваемое и питаемое тем самым Западом, которому до Украины и её народа по большому счёту нет никакого дела, но нужно во что бы то ни стало навредить России и ослабить её. И не думайте, что это какие-то досужие бредни вольного блогера. Вот что о том же говорил больше чем 150 лет назад один из самых трезвомыслящих архипастырей нашего времени – святитель Игнатий (Брянчанинов): «Европейские народы всегда завидовали России и старались сделать ей зло. Естественно, что и на будущее время они будут следовать той же системе. Но велик Российский Бог. Молить должно великого Бога, чтоб Он сохранил духовно-нравственную силу нашего народа – Православную веру».
Итак, болезнь Украины год от года, на протяжении 30 лет прогрессировала и принимала всё более опасный характер, так что стали множиться на Украине мятежи и нестроения. И, в конце концов, дошло до крайне враждебного безумия и ненависти ко всему русскому, что и стало причиной начала той «горячей» фазы войны, что длится вот уже восемь лет. И первые, кто стрелял в свой народ и в своих людей – это были подонки, посланные обезумевшей новой властью в южные и юго-восточные районы Украины.
Мы всё это видели и помним отчётливо. Что и запечатлено в 400 томах уголовных дел, хранящихся в Следственном Комитете России.
В этом контексте то, что происходит сейчас – это действительно не начало, а хоть и стремительное и бурное, но всё-таки окончание войны, длящейся долгие годы, гнев Божий, обрушившийся на сознательно, упрямо и долго грешивший и противящийся Его воле народ. Здесь могут возразить, что все народы грешат, но не все наказываются. То, что все грешат, – это точно, а что не все наказываются – неправда. Просто время и степень этих наказаний различны и все они – в руках и в ведении Божием. Это первое. А второе – грехи, как личные, так и общественные, – также бывают разными и степень общего ожесточения и упрямства тоже.
Я не случайно заговорил об упрямстве. Потому что святые отцы говорят, что грехи слабости, то есть совершаемые по немощи падшего естества – менее предосудительны, чем грехи упрямства, первый из которых – помянутая гордыня и противление воле Божией. И мы – Русский народ, также познали непреложность этой истины во всей её полноте.
Тем более странно, что украинцы – свидетели и участники горьких событий столетней давности – наступают на те же «грабли» с той только разницей, что одержимость коммунизмом сменили на одержимость национализмом.
Это было понятно по большому счёту и восемь лет назад, и раньше, когда, едва обретя суверенитет, Украина стала являть приметы той самой «самостийной» гордыни, которая, разросшись за тридцать лет на дрожжах русофобской западной пропаганды, принесла свои горькие, но, увы, вполне предсказуемые плоды. Не может худое дерево приносить добрые плоды. Худое дерево – не сам народ Украины, конечно, а глупая и упрямая гордыня, которую многие усвоили себе как основание национального характера и воли. И чем быстрее сам украинский народ это поймёт и покаянно изменится – тем быстрее начнётся его возрождение к действительно доброй и самобытной жизни. В согласии с волей Божией, в единстве и добрососедстве с народом России и иными, родственными ему по духу и устремлениям православными народами.
И у нас нет другого пути, кроме как содействовать выздоровлению братского народа, проявлению и развитию его лучших качеств. А все разговоры о том, что «мы сами разберёмся», увы, больше несостоятельны. Потому что на это самоопределение было отведено Богом Украине 30 лет. Но всё, что произошло за это время, – это усугубление той самой болезни, о которой мы ведём речь, до крайней и губительной уже не только для самой Украины, но и для России стадии. Слава Богу, ещё операбельной. Так что мы надеемся, что выздоровление Украины ещё возможно.
Богу содействующу и доброй волей самих украинцев при поддержке и помощи братьев-славян.
Сейчас кажется, что всё «пошло вразнос», но это «разнос» определённости, без которого разрешение нынешнего мирового кризиса уже невозможно. Можно сказать, что это «разнос» контролируемый и ограниченный. Слава Богу! И никакой «Третьей мировой», конечно, не будет.
По крайней мере, в ближайшие десятилетия, и именно во многом благодаря «быстрой езде» России. Потому что на ближайшие десятилетия все точки над «i» расставлены, и это именно то, чего не хватало в последние годы, без чего дальнейшая жизнь сообщества людей, по крайней мере на континенте Евразия, невозможна.
Хочется верить, что Россия сказала своё определяющее слово, а именно – что она не желает больше «оглядываться» на Запад, и объясняться с ним, и постоянно извиняться за то, что она (Россия) вообще существует, и доказывать, что она «не верблюд». Россия, как все мы надеемся, намерена отныне строить свою жизнь такой, какой она видит её в перспективе вечности и предстояния перед Богом. Эта ответственность, конечно, включает в себя внимательное и доброжелательное, уважительное отношение к окрестным народам и странам. Но и ущерба своим интересам – насущным и кровным, Россия больше терпеть не намерена.
Так куда ж несёшься ты, Русь?
Ответ есть, он ясен и высказывался многообразно разными людьми в разные времена и в разных обстоятельствах. Приведу только один из них, принадлежащий Крымскому епископу Михаилу (Грибановскому): «России предстоит воспользоваться своим, уготованным Самим Богом положением в истории воинствующей Церкви на земле. Она должна создать у себя образование, воспитание и формы жизни в строго вселенском церковном духе, во всей высоте и широте христианских идеалов; она должна возделать из себя почву, где благодать Святого Духа нашла бы все удобства, чтобы произрастить роскошный цвет Христовой жизни, свободу святого вдохновения во Христе. Но эта свобода, эта настоящая жизнь во Христе возможна лишь после продолжительной культуры в строго христианском церковном духе. Только после такой школы возможно существование новозаветного народа Божия...»
Священник Димитрий ШИШКИН