То, как ведёт себя сегодня Запад по отношению к России, потрясающим образом контрастирует с тем, как поступали российские политики.
Император Александр I, вступая в Париж, заявил: «Французы – мои друзья, и я хочу доказать им, что пришёл воздать добром за зло. Наполеон – мой единственный враг». И император сдержал своё слово: во многом благодаря позиции России Франция была сохранена как великая держава и обрела либеральную конституцию. И это после Отечественной войны 1812 года.
Всем известны слова Сталина: «Было бы смешно отождествлять клику Гитлера с германским народом, с германским государством.
Опыт истории говорит, что гитлеры приходят и уходят, а народ германский, а государство германское остаётся».
Теперь же Запад не только накладывает санкции на Россию, но дегуманизирует весь народ, изгоняет всё русское. Ты русский – значит, ты виновен. Даже если речь идёт о тех, чьи творения являются достоянием и гордостью мировой культуры. Чехов, Толстой, Рахманинов, Чайковский – вы тоже виноваты, и мы вас изгоняем.
А добро – оно забывается быстро… Известный французский политик граф Луи де Моле писал: «В 1815 г. Россия защищала от всех не интересы, а само существование нашей злосчастной родины. Если Франция по-прежнему остаётся Францией, она обязана этим трём людям, чьи имена нельзя никогда забывать: Александру и двум его министрам, Каподистрии и Поццо ди Борго». Но французы забыли об этом очень быстро, едва только страх перед Наполеоном начал отступать.
Граф Нессельроде в 1840 году, по окончании острой фазы Восточного кризиса, констатировал: «Мы оказали большую услугу Европе: со временем её поймут и примут, как всегда принимают с жадностью нашу помощь во время крупных социальных кризисов; но нам никогда не будут благодарны, ибо благодарность перед Россией и её государями стала тяжестью, которая обременяет всех. Нас лучше ненавидеть без причины, чем отплатить нам добром»…
В то же время Нессельроде был оптимистом по жизни и писал в те же годы: «Русофобия пройдёт, как и все другие безумства века, и настанет день, когда нас будут любить за то, за что сегодня ненавидят; надо только ждать и жить»… Эх, Карл Васильевич, знали бы вы, что тут сейчас творится…
Михаил ГРУДИНИН