Нет, никогда, ни в кои веки, ни в кои дни не оставлял Господь Русскую землю, никогда не говорил нам: «Се, оставляется вам дом ваш пуст». Нет, не оставлял нас Господь! Наказывая, любил. Разве не посылалось нам солнце на Благовещение, на Пасху, разве не гремели грозы на Илию-пророка, не шёл лёгкий снег на Покров, разве не горела высокая луна среди звёзд на Рождество, не трещал лёд на реке в крещенские морозы?..
Боже мой, а Пасха! Её сияние, её стряпня, радостная для голодных животишек. А обязательная чистая белая рубашка. И пасхальные крашеные яйца! Матери боялись за нас, да и за себя: как же это так – праздновать Пасху опасно. Но неужели смогли бы мы сдержать эту ликующую радость появления на улице в новёхонькой рубашке, разве могли б стерпеть и не воскликнуть: «Христос Воскресе!»? А Вербное воскресенье! Мы шли за вербой. Её называли по-разному: верба, тальник, краснотал, ракита – прямо плыли к ней в снегу по грудь. Возвращались все мокрёхоньки. В другие дни матери ругали бы нас, а тут – нет. Брали ветки ласковыми руками, проводили по ладошке, по щеке, будто гладили себя пушистыми крохотными серыми зайчиками.
Лишённые Церкви, мы не знали символического значения вербы – устилать земной путь Спасителя, но что-то же входило в наши души!
Вербное воскресенье – последнее перед Пасхой. Иначе оно называется Вход Господень в Иерусалим. Именно тогда Спаситель въехал в город, как самый скромный из скромных, на осле, в простой одежде. Но встречали Его как Царя. Постилали одежды и пальмовые ветви на Его пути, и непрестанно слышался крик: «Осанна! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!.. Осанна Сыну Давидову!» А Спаситель… глядя на город, заплакал. Не о Себе – о городе: О, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами, и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего.
Фарисеи запрещают людям относиться к Христу как к Царю, но люди не слушают, ликуют. «Запрети им», – требуют фарисеи от Христа. Но Он сказал им в ответ: «Сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют».
Спаситель почти всегда уклонялся от прямого столкновения с фарисеями, чтобы не увеличивать их злобу, – их же жалея. Но теперь надлежало пройти через все испытания, которые приготовили Ему фарисеи: именно в эти дни заседает Синедрион, приговоривший Христа к смерти. Тогда же положили убить и Лазаря, чтобы не умножать славу Иисусову как воскрешающего из мертвых.
О судьбе Иерусалима заплакал Спаситель. Даже на Кресте, оставленный Богом, Он не заплачет! А ещё перед тем уронил слёзы, когда в Вифании, в доме Лазаря, которого Он любил, кинулись к Нему сёстры Лазаря Марфа и Мария и сказали, что Лазарь уже четыре дня как во гробе. Именно в Вифании, недалеко от Иерусалима, Он явно показал Свою Божественность – при всех было совершено чудо – спеленутый в погребальные покровы мертвец вышел из гроба по Слову Его! Но злоба усилилась…
Первосвященники, книжники и фарисеи, закосневшие в гордыне превозношения и исполненные зависти, возненавидели Христа окончательно: они ждали своего мессию, но не Христа. Они считали: он придёт и даст им окончательную власть над миром, а этот пророк отрицает их образ жизни, ни во что не ставит богатство, почёт; две лепты вдовицы для Него больше толстого кошелька; Он делит трапезы с нищими и мытарями, не признаёт субботы…
Фарисеи нутром чуяли, что их богоизбранничество заканчивается: отныне, от Воскресения Христова, богоизбранным будет любой человек, только воцерковлённый и просвещённый новозаветным учением.
(Для незнающих добавим, что Лазарь, воскрешённый Христом, ещё долго жил, долго служил Господу и умер в глубокой старости, будучи епископом на Кипре.)
Именно в доме Лазаря провёл Спаситель последние часы перед входом в Иерусалим. Именно здесь сестра Лазаря Мария, взяв фунт нардового драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отёрла волосами ноги Его. И дом наполнился благоуханием от мира. Именно тогда Иуда Симонов Искариот пожалел миро, замаскировав свою жадность заботой о нищих. Уже в доме Лазаря можно было понять, кто именно предаст Учителя, но никто из учеников не верит, что с их Наставником что-то может случиться. Он исцеляет хромых и прокажённых, немые отверзают уста, слепые прозревают, Он спасает и милует, Он повелевает стихиями, Он Всемогущ, Он Всесилен! Тем более три ученика Его, три будущих апостола – Петр, Иаков и Иоанн – были свидетелями, как Иисус беседовал с ветхозаветными пророками Моисеем и Илией, а с неба раздался голос Божий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение… Разве может что-то случиться с Сыном Божиим?
Да, может, отвечает нам Писание. Но только по воле Самого Господа. А воля Его связана с любовью к нам.
Ну вот как нас спасти, как?! Нас, принимающих за благо только радости материальной жизни. Накормленные пятью хлебами пять тысяч – не все обратились, многие из них из-за дарового питания готовы были следовать за Христом, лишь бы их кормили, разве не так? Больше того, разве не те же люди, которые в Вербное воскресенье кричали «Осанна!», разве не они же закричат вскоре: «Распни Его!»? Они.
Тут вопрос жизни и смерти. Кто считает жизнью только жизнь земную, тот мёртв для жизни вечной…
Иисус ответил Иуде (не для него – для нас): «Нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда».
«Осанна Сыну Давидову!» И как не кричать – Царь пришёл, Царь, из ничего хлебы созидающий, Царь, воскрешающий мертвых, – как не славить Его! Люди ослеплены земной радостью, забыта душа, ликует плоть.
Но не уйти от неизбежности предначертанного. Оно начинает сбываться. Сын Божий идёт на крестные муки. Сам – послушный воле Отца! Ещё впереди моление о Чаше, впереди страшная Среда – день Иудина предательства, впереди страшная Пятница Распятия…
Позади Неделя Крестопоклонная, Неделя Марии Египетской, пост. Осознание тяжести грехов и одновременно радость торжества духа над плотью. Завтра начинается Страстная седмица. А ныне, сегодня, сейчас – Господь вступает в Иерусалим!
И почему, почему так радостен, так светел, так ожидаем этот день – Вербное воскресенье? Мы – не те жители Иерусалима, Вифании, Назарета, мы в отличие от них знаем, что ждёт Спасителя. И что ждёт нас. Знаем: скоро, скоро пройдёт эта чёрная предательская седмица, и засияют православные храмы, и с небес придёт Благодатный Огонь, и мы воспоём единой душой: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!». И снова, и снова – всю Пасхальную Светлую седмицу и до Вознесения, до дня Святой Троицы, до схождения огненных языков на апостолов, до их крестных путей на запад и восток, на юг и на север…
Вербное воскресенье окончательно разделило всех на учеников Христа и на Его врагов. Уже готов предатель, уже готовы тридцать сребреников для него, выросла уже и осина, на которой он повесится. Уже пробует голос тот петух, который обличит предательство Петра в страшную ночь издевательств над Христом. Уже давно готово древо для Креста – на дне Овчей купели. Уже ад содрогается, и первый человек, погубивший себя грехом, – Адам – скоро уйдёт из него со многими другими. Скоро, скоро засияют наши православные храмы, скоро мы единой грудью, сердцем и душой воспоём: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!»
Но ещё седмица до этого, седмица молений и покаяний, ещё чёрные завесы на царских вратах…
Только не оставлены мы! Утром в понедельник Православная Церковь приступает к мироварению. Вливается в котёл освящённая вода, елей и благовония, епископ зажигает огонь под ним, и три дня варится миро под непрерывное чтение Евангелия. Это – именно то священное миро, которым Мария в доме воскрешённого Лазаря помазала ноги Христу и помазанием которого сообщаются нам один раз в жизни дары Духа Святого – при Святом Миропомазании.
…Вербочки лежали у нас на божнице, перед бабушкиной иконой. При болезнях вербочки заваривали с чаем.
Одну веточку брали, когда в мае выгоняли в поле первый раз коров, чтобы хлестнуть ею каждую. Веточку не возвращали домой, а втыкали у берега. Вербочки обязательно приживались. И сейчас мальчишки тоже ходят за нею. А девочки обвязывают пучки вербы красными ленточками. В церкви батюшка освящает вербу. Будь благословенно Вербное воскресенье, цветоносное, как ещё называют его, Вход Господень в Иерусалим!
Владимир Николаевич
КРУПИН