Ответы протоиерея Александра ШАРГУНОВА
Церковь постоянно напоминает нам, что посту и молитве должны сопутствовать дела милосердия. Кажется, ясно, что эти тайны связаны друг с другом, но как научиться соединять их? Почему Христос говорит, что многие будут стараться войти в Царствие Божие, но не смогут?
И.С. Бондаренко, г. Калуга
Ответ как будто очевиден. В течение Великого поста надо обязательно обратить внимание на то, как мы на самом деле милосердны. Это действительно непросто. Многие не хотят оставить Христа, но всё же оставляют Его. Когда наступает решительный выбор, они предпочитают отказаться от Бога, нежели от своего благополучия или успеха, или греховной привязанности к какому-нибудь человеку. И ещё мы слышим: «Как трудно тому, кто надеется на богатство, войти в Царствие Небесное». Не просто имеющему богатство, потому что речь идёт о власти богатства над человеческой душой. А богатство, как и бедность, как здоровье или болезнь, как счастье или несчастье, сами по себе не могут человеку препятствовать или помогать в его восхождении к Богу. Другое дело, когда человек относится к богатству как к своей собственности. Диавол всегда имеет власть над таким человеком с помощью этого богатства. Как говорят святые отцы, нам принадлежит только то, что мы отдали другим, – принадлежит в вечности. Любое богатство – это дар Божий, и когда мы отделяем его от Бога, мы предаём свою жизнь власти диавола.
В Евангелии Христос постоянно говорит, что богатство является великим препятствием на пути к небесам. Вспомним повествование о богатом юноше, как он опечалился и как жалеет его Христос. Но именно поэтому Он говорит: «Как трудно богатому войти в Царствие Божие». Его богатство не помешало ему услышать зов Христа, но сделало его неспособным ответить на него. И не само богатство оказалось препятствием, поскольку этим богатством он мог бы служить делам Божия милосердия, но власть богатства над его душой. Мы видим, с какой яркостью и силой показывает Христос трудность спасения для надеющихся на богатство людей: «Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому войти в Царствие Божие».
«Слышавшие сие сказали: кто же может спастись?» Святой Иоанн Златоуст говорит, что ученики испугались не за себя, а за других людей. Из любви к другим людям они изумились этим страшным словам Христа, как будто они были более милосердными, чем Христос. Как будто они больше любили людей, чем Человеколюбец Христос. Они не знали ещё, говорит святитель, силы любви Божией до конца, и потому испугались этих слов. Как трудно, безконечно трудно для каждого человека взойти на небо! Если каждый человек будет поставлен перед выбором: всё раздать или порвать со Христом, то кто может спастись?
Мы не можем сказать, что требование Христа слишком сурово или неразумно. Но мы знаем, как наши сердца привязаны к миру и как легко нам прийти в отчаяние перед этой неодолимой реальностью. Да, чем больше мы стараемся исполнить заповедь Божию, тем больше мы понимаем: есть такие трудности, которые невозможно преодолеть ни богатому, ни бедному, кроме как благодатью Божией, которая всесильна.
Никто не благ, как только один Бог. Каково Его милосердие, такова и сила. Мы слышали уже эти слова, когда Архангел Гавриил был послан к праведной Елисавете, уготовляя человечество к принятию в мир Христа: «Не изнеможет у Бога всяк глагол». Невозможное человекам возможно Богу. Его благо, Его благодать так может воздействовать на душу, что человек и жизни своей не пожалеет ради Христа, и подобно апостолам, как ребёнок, с детской доверчивостью будет хвалиться перед Богом: «Вот, мы оставили всё – что нам будет?»
Что бы мы ни оставили ради Господа из нашего богатства – ум, сердце, тело, – ничто не может пропасть. Что бы мы ни оставили ради Христа, несомненно, воздастся с щедростью Богом, в этом мире и в будущем.
Почему Великий пост называют образом всей нашей жизни, и как это связано со Страстной седмицей?
М.А. Колесникова, г. Самара
Великий пост Церковь установила, чтобы поставить в центр нашей жизни Крест и Воскресение Христово, чтобы ввести нас в эту тайну. Какое значение каждый из нас, здесь стоящих, придавал Великому посту? Может быть, для кого-то это был просто такой особенный период, не имеющий слишком большого значения в процессе жизни. Или время, отмеченное какими-то ограничениями, которые мы должны были непременно соблюсти.
На самом деле Великий пост – больше и глубже, чем всё это. Поистине, Господь входит в нашу жизнь, берёт на Себя наши испытания. Ибо в конечном счёте Великий пост – это испытание Господа, которому Он подвергся в пустыне. И значит это наше испытание в Нём. Речь идёт об испытании в библейском смысле слова – том испытании, через которое прошли все люди Ветхого и Нового Завета, имена которых мы слышали в Великом покаянном каноне на первой седмице, том испытании, ради которого рождается на свет каждый человек.
Вопрос, что мы есть, был поставлен Господом, чтобы мы стали тем, что Он хочет, – слушанием Его Слова и исполнением его в нашей жизни.
Речь идёт прежде всего о том, чтобы мы очистили наши сердца и сделались способными войти в Страстные дни и увидеть Христа, берущего на Себя наши испытания до конца. Дух Святой ведёт ради всех нас Господа в пустыню. Там Господь постится сорок дней. Это число – символ человеческой жизни. Поистине, это вхождение в пустыню, где время течёт однообразно, и, кажется, ничего не происходит в нём. Оно представляется суровым, где всё – дорога и где нет дороги, потому что дорога не ведёт никуда. Господь проводит сорок дней в пустыне, чтобы перенести искушения. «Хотя Он и Сын, – говорит апостол Павел, – однако страданиями навык послушанию и, совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного» (Евр. 5, 8–9). Речь идёт о вхождении в человеческую жизнь, которую Христос взял на Себя. Праведный Иов говорит, что жизнь – это тяжкий труд, охватывающий все наши дни. Мы должны узнать это время испытания, которое Христос вольно принял за нас. Он заступил наше место, и мы должны также войти в это великое испытание. Наша жизнь – время испытания, испытания в любви, испытания в истине. Она поистине золото, обнаруживающее своё сияние по мере освобождения от всех примесей, скрывающих его.
Господь делает это ради нас. Он хочет освободить нас от всего плохого в нас, чтобы мы могли войти в полноту Его жизни. Апостол Петр говорит: «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлён по плоти, но ожив духом» (1 Пет. 3, 18).
На Страстной седмице Церковь предлагает нам этот чудесный дар – предстоять перед Христом праведным, невинным, умирающим за наши грехи, вводящим нас в тайну Бога. Мы включены в эту тайну смерти и воскресения, и мы не можем пройти эти дни, не войдя в радость Господа своего, в радость Пасхи. Таков конец этого пути Великого поста и Страстной седмицы, и всей нашей жизни – смерть и воскресение. Может ли быть слово более чудесное: «плотию уснув, яко мертв», которое мы воспоём среди Пасхи о Крестной смерти Спасителя? Вот воистину испытание – высшее испытание, которое мы должны все пройти, испытание, которое поистине есть Его любовь. Мы не имеем права смотреть на смерть как на преграду, это наша встреча с Господом – она делает нас свободными, живыми для Бога. Если кто-то из нас скажет: «Как возможно принять смерть как дар?», Церковь ответит, не колеблясь: «Так смотрит Бог на нашу жизнь». Так смотрели на свою жизнь апостолы, все святые. Мы должны умереть, чтобы жить полнотой Божественной жизни, чтобы познать дар Креста и Воскресения Христова.
Потому Страстная седмица должна быть для нас новой встречей с Господом, встречей, какой мы и представить не можем. После сорокадневного следования за Ним – семидневное предстояние перед не имеющим ни вида, ни доброты ликом Христовым, который просияет для нас Божественным светом. Мы должны узнать, что жизнь христианина – это жизнь, в которую надо войти. Мы должны совлечься греха, говорит нам апостол, чтобы, имея добрую совесть, облечься в Бога. Христос вошёл в Свою смерть в вольной самоотдаче, не имея пятна, или порока, или нечто от таковых. Добрая совесть не даёт нам строить иллюзий относительно себя, но открывает Господу всю нашу нищету и немощь. Не случайно вся Страстная седмица как на исповеди – наше предстояние перед Крестом и Евангелием. Даром Христа мы должны приобщиться Его смерти в Его чистоте. Мы должны постоянно обновлять обеты нашего крещения, иными словами, нашу верность Кресту и Воскресению. Это значит принимать все испытания нашей жизни с доброй совестью. Устремляться к Богу с доброй совестью. Есть что-то изумительное в этих словах, раскрывающих нам то, как апостол Петр узнал цену верности после своего предательства. Будем знать, что апостол Петр и другие ученики Христовы, оставившие Его в час испытания, молятся, чтобы все верные сказали своё всецелое сияющее «да» Богу, в Котором – вся их жизнь: «Господи, Ты всё знаешь, Ты знаешь, что я люблю Тебя!»
Мы идём к Пасхе. Не будем останавливаться в нашем восхождении в Иерусалим. Мы приближаемся к Кресту и Воскресению, которые являются нашими. Господь заключает с нами Завет. Он верен нам, Он всё нам дал. Он заповедует нам идти за Ним туда, куда Он идёт. Будем молиться о том, чтобы мы были с Господом и предавали себя Ему. Мы должны войти в великолепие любви, которое Церковь хочет нам дать. Церковь хочет, чтобы мы открылись Его слову. Даром Креста и Воскресения будем молить Господа научиться возлюбить Его до конца, вольно и истинно. Христос прошёл через испытание, чтобы его победить. Мы уже победители во Христе. Уже одержана победа. Господь – Победитель смерти и ада. И Он верен Своим до конца.
Почему в течение Великого поста, за исключением субботы и воскресенья, в Церкви не читается Евангелие? И почему на Страстной седмице читаются все четыре Евангелия сразу?
Н. Павленко, г. Наро-Фоминск
Потому что мы должны по-настоящему узнать, что надо очистить сердце покаянием и молитвой, чтобы стать способными воспринимать слово Божие. Да, по церковному уставу в течение Страстной седмицы должны быть прочитаны все четыре Евангелия. На практике, вследствие особенных обстоятельств нашей жизни и ради лучшего усвоения, это чтение начинается несколько раньше, а тем, кто не имеет возможности быть на всех богослужениях, естественно, надо постараться прочитать их дома, с памятью о том, что сейчас совершается. Слушать Его слово – это не просто благоговейно внимать священнику в храме, не просто сосредоточенно читать текст в уединении, это дать Его слову проникнуть в нас, сокрушить нас, истолочь нас как пшеничное зерно для приготовления хлеба. Это слово – живое, оно вводит нас в тайну Бога. Надо чтобы мы узнали, что наша жизнь нуждается в том, чтобы стать делом Божиим. Христос ставит нас пред истиной Самого Бога, и мы не можем быть лишёнными этого. Слово Божие даётся нам для того, что-бы мы узнали в Духе Святом Господа. И чтобы мы могли сказать Ему, что мы исполнены решимости следовать за Ним, чего бы нам это ни стоило.