Возвращение в рай

Архив: 

Мы начинаем Великий пост, это главное время нашего покаяния. Богослужение сегодняшнего дня приглашает нас принять этот пост как наше возвращение в рай, ничуть не меньше!
Рай – это не место, это присутствие Бога с нами. Речь идёт о возвращении – в этом и заключается покаяние – возвращении к нашему Отцу, к Тому, Кто в первом раю спросил нас: «Адам, где ты? Почему ты скрылся от лица Господа твоего?»
Обратим внимание в Евангелии на три момента. Первое слово Господа касается прощения. Возвратиться к Отцу – значит быть прощённым Им, и потому мы должны прежде всего возвратиться к Его детям, к нашим братьям и сестрам. Это наше первое покаяние. Если мы не любим тех, кого видим, как можем мы любить Отца, Которого не видим? Прощение – в сердце нашего покаяния, и оно не состоит только в словах или чувствах, оно – избыточествующий дар Самого Святого Духа. Дух истинного общения совершает наше примирение. Вот чего мы должны желать.
«Да приидет Царствие Твое», – молимся мы. Да приидет Дух истинного общения! Его прощение становится нашим состраданием к нашим братьям и сестрам, пребывающим, как и мы, в грехе и смерти. Что значит «да приидет»? Это значит умолять Господа о нашем брате или сестре, с которыми мы находимся в трудных отношениях. Когда мы молимся так о наших братьях и сестрах, Дух Святой может прийти к нам, грешным. Семьдесят раз по семь в день должны мы прощать, чтобы быть прощёнными (Мф. 18, 22).
Второе слово Господа в этом Евангелии касается поста. Мы не должны брать на себя воображательные подвиги.
Пусть каждый в меру своих сил исполняет установленное Церковью, соединяя это с терпеливым несением поста, связанного с трудностями и лишениями сегодняшней жизни. Различные виды поста невольно предлагает нам жизнь. Как должны мы проходить их? Будем испрашивать у Духа Святого, Которым мы запечатлены, проходить их в сострадании тем, кто подобно нам страдает, чтобы научиться не одними словами, а делом участвовать в их нужде. Таким образом, пост произрастит плод любви, без которого он будет лишь пародией на служение Богу.
В любом случае речь идёт о том, чтобы поститься от нашего «я», от этого нашего гипертрофированного «я». От этой его патологической тучности должны мы исцелиться.
Господь заповедует нам поститься «втайне» – там, где мы с нашим Небесным Отцом. Мы научаемся от Христа поститься, ибо у поста – Божественный корень. Отец, Сын и Святой Дух живут только друг для друга. Никто не живёт для себя. Три Ипостаси Пресвятой Троицы открыты друг другу.
Вот почему их общение – единство любви, превосходящее всё, что мы можем постигнуть. И этим единством общения мы должны жить. Будем просить «в тайне сердца», чтобы дано нам было научиться этому таинственному посту от Господа, Который даёт жизнь нам и другим.
Наконец Господь говорит нам о небе, то есть о Самом Боге.
Он говорит об этом как о сокровище. Где сокровище наше, там и сердце наше. Мы должны очищаться, освобождаться от себялюбия, сосредоточенности на себе на глубине сердца.
Ибо наше «я», смертное и приводящее к смерти, старается всегда обладать. Оно влекомо внешними предметами до такой степени, что начинает воспринимать живые личности как внешние предметы.
Покаяние сердца, истинная жизнь с Богом Отцом заключается в том, чтобы освободиться от духа обладания. Да, мы осуждены на то, чтобы иметь, – иначе мы не можем существовать. Но речь идёт не о том, чтобы не иметь, а о том, чтобы не поддаваться духу обладания. Обладание нашей собственной значимостью (отсюда наше безконечное самооправдание), нашими добродетелями (какое инфантильное снижение ценностей воображать, что ты добродетелен), и верх нашего духа обладания – быть привязанным к нашему собственному убожеству, к нашему греху!
От этого мы должны освобождаться. Возвратиться к Отцу во Христе Иисусе – значит стать незащищённым никакой видимостью перед Ним, стать такими, какие мы есть! И в этом – открытость встречи. Как только мы освободимся от себя, Он станет нашим сокровищем. И мы воззовём к Нему: «Отче наш». Такой пост очищает наше сердце.
Единственный смысл поста – в том, чтобы родилась в нас любовь к Богу Отцу. Чем больше мы едины со Христом, тем больше любовь в нас к Отцу. Если Бог станет сокровищем, которое мы ищем, всё остальное нам приложится. Всё будет благодатью в нашей новой жизни, и это будет рай, который даётся нам сегодня!

Протоиерей Александр ШАРГУНОВ