СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА и противление злу СИЛОЮ

Архив: 

Минуло без малого 80 лет, как закончилась Вторая мировая война, но политики, политологи и политиканы в наши дни активно обсуждают вероятность Третьей, попрекая Россию в её подготовке или упрекая Америку и НАТО в создании угроз безопасности для России и Европы (именно так, поскольку война планируется на европейском континенте). Внешние и умозрительные причины войн всегда экономические, но прикрываемые публичными идеологическими псевдоморальными формулами, оправдывающими предстоящую агрессию. Так работала фашистская Германия, но нынче фиговый листочек пропаганды из вечных врагов России даже не прикрывает материальную подоплёку деятелей «мировой закулисы» поправить дела ростовщического сообщества в сфере его бизнеса. К. Маркс в своё время писал о 300% прибыли, когда некий буржуа пойдёт на любое преступление, а сейчас он и за 30% пойдёт. Но велик риск получить жёсткий ответ и остаться без прибыли и головы.


В том, что война как физическое насилие несёт людям беды и горе, мало кто сомневается. В войнах участвуют профессионалы по необходимости и остальные по зову совести, когда речь идёт о защите Отечества, своего дома, которым может быть и вся своя страна. Любить войну могут только патологические злодеи – честолюбцы и корыстолюбцы.
Но ещё не забылись слова из песни А.В. Александрова «Священная война» (1941). Во все времена своё отечество защищали многие народы, и даже захват чужих стран нередко выдавался за священнодействие, чаще лишь прикрытое идеей христианства. Здесь цель как бы оправдывала средства. Средство как насилие очень мало соответствует цели утверждения на земле правды христианской силы, которая заключена в высоких чувствах. И наипервейшее – в чувстве любви через Бога к родине и ближним. Помните у А.С. Пушкина: «Два чувства дивно близки нам, в них сердце обретает пищу: любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам».
Поэтому и война со всеми её ужасами, где вожделенно духовное чувство любви, может быть связана с понятием священности. Воюющее с духовным злом государство не может быть «империей зла», и это, по слову великого поэта и дипломата Ф.И. Тютчева, признак империи, собирающей людей не по сомнительному признаку чистокровности, где «вопрос племенной – лишь второстепенный или, скорее, это не принцип. Это стихия. Принципом является православная традиция, и Россия, как православная, является залогохранительницей Империи. А Запад до сих пор видит в России только материальный факт, материальную силу».
Вопрос о силе и насилии, всегда актуальный и в отношениях людей, и государств, применим и к отношениям по линии Россия – Новороссия (Донецк, Луганск и далее) – Украина. Можно ли было надеяться на известные Минские соглашения, где официально России очень мало с учётом многогранного и векового опыта опоры на всякого рода официальные законы и такие же соглашения? Ответов много, и один из них от Н.А. Бердяева: «Государство держится не юридическими… основами. Это обнаружила мировая война, совершенно дискредитировавшая идею формального права» (это о двух мировых войнах).
Ополченцы Донбасса против войны, и они об этом прямо говорят. Но, по их словам, страшнее войны только духовное рабство. Они защищают свой мир православной культуры, где есть бытие, а это и
есть их национальная идея, так как «национальность есть проблема конкретной культуры, а не отвлечённой общественности. Все попытки рационального определения национальности ведут к неудачам» (Н.А. Бердяев «Русская идея»). Этого не способны понять западные члены так называемой «нормандской четвёрки» и их западные союзники.
О противлении злу силою рассуждали великие умы – Л.Н. Толстой, В.С. Соловьёв, И.А. Ильин, Р.Н. Редлих, Н.А. Бердяев и другие мыслители, они на высоких тонах доказывали своё понимание проблемы.
Одно из препятствий «великих» было в попытке прикрыть необходимость пресечения овеществлённого зла – насилия – евангельскими догматами (то есть применить к материальному духовные мерки), что
и было резко обозначено митрополитом Антонием (Храповицким).
Вопрос о выборе мер физического пресечения злонасилия останется извечной несовершенной для государства и людей проблемой именно государства, где, по Евангелию, начальствующий не зря носит свой меч. Но и прямых указаний о конкретных земных мерах пресечения насилия от воплощённого зла в духовных первоисточниках искать не надо, так как в евангельских притчах есть только догматы
поведенческих начал для верующих в Бога людей, и нам сказано: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись не растерзали вас» (Мф. 7, 6). Вразумлять свиней не имеет смысла, и здесь без физического насилия Кесарю не обойтись, а он должен вникнуть во все слова Назаретянина, чтобы не повторить страшную ошибку слуги Кесаря – Понтия Пилата.

Сергей Евгеньевич ДОНЦОВ,
заслуженный юрист РФ