Немного о патриотизме

Архив: 

Расскажу о том, о чём никогда не рассказывал в публичном пространстве.
Вот уже почти тридцать лет назад, осенью 1992 года, когда я впервые оказался в Оптиной, приснился мне необыкновенно яркий и грозный сон. Снился мне Киев, совершенно разгромленный и разорённый, тревожный, и я жил в нём и знал, что живу в последние, апокалипсические времена. Где-то я бывал, с кем-то общался, но самое главное было – совершенно несообразное ни с чем откровение, осознание, что последние (в прямом смысле) времена както связаны с Украиной, с Киевом и со страшной разрухой в нём. Я не шучу сейчас и ничего не выдумываю, поверьте.
Сон этот произвёл на меня такое впечатление, что я даже ходил с ним к игумену Феодору (Трутневу), который в отсутствие отца Илия отчасти «подменял» старца, и многие обращались к нему за советом. Не помню, правда, что он мне говорил по этому поводу, не буду врать, но, думаю, ничего резко отрицательного, потому что иначе бы я это запомнил.
Конечно, святые отцы призывают осторожно относиться к снам, но всё-таки и посредством снов Господь посылает нам грозные предупреждения, призывая к трезвенности и покаянию. Показывая, что бывает по причине общего ослабления веры в народе и умножения равнодушия и безпечности.
Известные события в Киеве начались на самом деле не осенью 2013 года и не с Майдана, а с всеобщего и многолетнего равнодушия людей в отношении русофобских, радикально националистических идей, насаждаемых в стране при активном посредничестве Запада. И одним из «последних рубежей» этого всеобщего наступления волею судеб оказался Крым. Вам, наверное, трудно представить себе те эмоции и чувства, что я испытал, когда моя старшая дочка на уроке украинского языка в 2011 году написала небольшой, но весьма характерный по тем временам диктант.
Вот его текст полностью в дословном переводе на русский: «Мы – дети Украины, она наша Мать. Матерей, как известно, не выбирают. Честные люди. А малороссы, родившись украинцами, отвергают родную мать, идут к мачехе и служат ей, как матери. Вот такие среди нас рождаются, такие среди нас живут, требуют к себе уважения. У таких “детей Украины” сердце не содрогается, когда они предают свою Мать – Украину. У них отсутствует чувство стыда за своё злодейское поведение, у них нет такого морального качества, как ответственность перед предками и потомками; они не испытывают угрызения совести за то, что своим поведением позорят всю украинскую нацию. Только по форме эти существа принадлежат к человеческому сообществу, а по сути – к извергам, полулюдям (даже если они имеют высшее образование, учёные степени и звания). По многим из них уже давным-давно плачут украинские тюрьмы. Плачут и никак не дождутся своих “клиентов”. Не плачьте, тюрьмы, ждите, придёт ваше время, к вам пожалуют-таки украинофобы, и не  в гости, а навсегда. И тогда украинское общество очистится от этого мусора, от нестерпимой грязи и позора».
Это был тревожный сигнал. Больше того – набат, призывающий к действию. К законному, но массовому и твёрдому противостоянию злу, которое уже тогда грозило разрастись в большую беду. Когда я об этом написал (а это действительно так, можете проверить, сохранились публикации тех лет), мне, во-первых, не поверили (что вообще могут быть такие диктанты в школе), а во-вторых (и это самое важное в нашем случае) – обвинили «в разжигании национальной розни», в «раскачивании лодки», в том, что я «занимаюсь не своим делом» и т. д. Как будто это я навязывал безумным радикалам свои понятия и правила жизни, а не наоборот.
Вот характерный комментарий того времени: «По поводу вашей записи вдруг отчего-то поп Гапон вспомнился. И ведь что удивительно: до сих пор ни разу не слышал, чтобы его иначе называли. Поп он и есть поп…
Это ведь он, по сути, положил начало той смуте, которая переросла в советскую власть, т. е. когда от священства ждут нравственных поступков, а поступки эти, напротив, идут вразрез с нравственностью, когда у священника не тихая евангельская молитва звучит с амвона, а громкий его голос надрывно зовёт воевать. Знаю, что нет такой ситуации в жизни человека, в которой он сам бы себя не оправдал, но благодати Божией от вас в этом посте не исходит. Простите, увы…»
Я всё это рассказываю, во-первых, для того, чтобы показать что бывает, когда люди становятся равнодушны к тому, что происходит в их большой семье, в их Отечестве, а считают важным заботиться только о том, что касается их лично или узкого круга их близких. Ничего не совершается «самой собой», и если каждый житель села живёт по принципу «моя хата с краю, ничего не знаю», то это верный признак, что скоро в село придут чужие люди и установят свои порядки, а, в конце концов, доберутся и до каждой хаты.
А во-вторых, я говорю обо всём этом, чтобы ещё раз напомнить, что и священник, кроме всего прочего, – гражданин своего Отечества, и его забота об общей жизни народа и состоянии умов соотечественников – вполне согласуется с его призванием быть «служителем слова».
Но продолжу тему.
Несколько дней назад я разместил у себя на странице совершенно беззлобный и даже по-доброму ироничный текст о том, как в одном и том же выпуске новостей в течение пяти минут была оглашена официальными лицами совершенно разная, противоречащая одна другой информация о распространении известной инфекции. И главная моя мысль заключалась в том, что, может быть, в условиях разделения и социальной напряжённости, возникшей в обществе в связи с эпидемией, надо чиновникам разного уровня более серьёзно и внимательно относиться к распространяемой ими (тем паче в публичном поле) информации. Чтобы очевидные противоречия не служили лишним поводом к умножению недоверия со стороны массы людей в отношении «начальствующих и властей».
И вот на эту мою заметку последовал ответ, почти в точности повторявший тот – давний: «Прошу прощения, но, если не ошибаюсь, автор – священник? И разве пристало священнику зарождать в и без того растерянных душах сомнения и прочее, тем более что существует мнение Патриарха и Церкви? Дело священника служить в храме, вести людей к спасению духовному. А Вы занимаетесь чем-то странным».
Такое вот замечание. И я, может быть, промолчал бы в ответ. Но в это же время попалась мне статья главного редактора информационно-аналитической службы «Русская народная линия» Анатолия Степанова, где он с горькой убеждённостью говорит о том, что все те, кто подвергают сомнению и критике действия руководства в отношении нынешней эпидемии и методов её преодоления, автоматически перестают быть патриотами и даже оказываются в стане врагов. Буквально он говорит об этом так: «Вакцинация окончательно похоронила “крымский консенсус” власти и патриотов».
Вот с этим я категорически не согласен. И скажу почему.
Потому что любовь к Родине, по глубокому моему убеждению, и даже доброжелательное доверие к «властям предержащим» не обязательно должно выражаться в безусловном и всегдашнем согласии с ними. Тем более сама власть, в широком смысле этого слова, включая госчиновников всех уровней, – это не какой-то идеологический и административный монолит, а живой организм, не лишённый противоречий, противостояния и даже борьбы суждений и мнений.
И если это понять, то, может быть, легче будет принять позицию тех, кто посредством конструктивной критики, разумного диалога, а иногда и противостояния тем или иным неверным и вредным суждениям или тенденциям – стремится выстраивать отношения народа и власти. Выстраивать не на основе безусловного и безропотного подчинения, а на основе разумного и плодотворного взаимодействия государства и гражданского общества. Конечно, то, что происходит сейчас на Украине, совершенно несообразно с тем, что происходит в России, но ведь и Россия не застрахована от влияния чуждых, враждебных сил и атаки этих сил, в том числе изнутри. Это не значит, что мы должны ратовать об усилении работы «карательной машины». Нет, это мы уже проходили. Но внимательным, трезвенным, чутким и, главное, неравнодушным к жизни Отечества каждый из нас может и даже обязан быть. И это, конечно, напрямую относится к нашему времени.
Тем более тема манипуляции массовым сознанием в условиях нынешней эпидемии – это вовсе не такая однозначная тема, как может показаться. Добровольно-принудительная вакцинация (в том числе среди детей), введение QR-кодов, ограничение основополагающих прав и свобод граждан – всё это сложные вопросы, на которые надо отвечать разумно и честно, а не делать вид, что все противники названных мер – дураки и предатели. Тем более среди последних немало людей в высшей степени порядочных, ответственных и компетентных.
Убеждён, что мы должны не «прятаться» от проблем, а обнаруживать и решать их совместно: гражданское общество и государство, народ и власть. Тогда не будет накапливаться в обществе взрывоопасный потенциал недовольства, а реальное решение проблем совместными усилиями будет только содействовать укреплению взаимного доверия и созиданию доброй и мирной жизни на началах любви к общему нашему Отечеству.

Священник
Димитрий ШИШКИН