Судьба регента

Архив: 

Памяти руководителя Патриаршего хора Богоявленского Елоховского кафедрального собора Москвы Геннадия Николаевича Харитонова

30 октября 2021 года в Цюрихе на 68-м году жизни скончался выдающийся церковный деятель Русской Православной Церкви Геннадий Николаевич Харитонов, бывший с 1980 по 1991 годы главным регентом Патриаршего хора Свято-Богоявленского Елоховского кафедрального собора Москвы – главного православного храма страны.
Автору этих строк удалось небольшое время знать и близко общаться с Геннадием Харитоновым. Моим долгом стало написание этой статьи о ревностном и уникальном служителе Русской Православной Церкви.

Геннадий Харитонов родился в 1953 году в Ялте. По линии матери его предки были крымчанами. По национальности Г.Н. Харитонов был чувашом, прекрасно владел чувашским языком. Я сам слышал его общение с одной своей знакомой старушкой-чувашкой в Москве в 1996 году. В православный храм в Ялте его привела родная бабушка, и увиденное и услышанное в православной святыне произвело на юного Геннадия неизгладимое впечатление. В особенности – церковное пение! С детства юный Геннадий выучил все основные молитвы, весь круг богослужебных чинопоследований, все гласы богослужебных церковных песнопений. И решил с младых лет посвятить себя Русской Православной Церкви в качестве церковного музыканта. Своё церковное дело он довёл до совершенства. В советские, казалось бы, безбожные годы он стал управлять церковным хором в храме в Ялте.
Однажды в начале 70-х годов туда на отдых и лечение приехал глава Финляндской Православной Церкви Константинопольского Патриархата архиепископ Павел (Олмари). Проведя Божественную литургию в храме и прослушав хор под управлением Геннадия Харитонова, владыка Павел сказал с амвона, что на хорах стоят не люди – ангелы. И обратился к юному регенту Геннадию: «Вам непременно надо осваивать Кастальского, Чеснокова».
Со временем слава о регенте-самородке распространилась по всей России. Архиепископ Смоленский Феодосий (Процюк), впоследствии митрополит Омский, один из старейших иерархов РПЦ МП, пригласил молодого Геннадия Харитонова управлять хором знаменитого Смоленского кафедрального собора.
Геннадий Харитонов, хотя и был уже профессионалом, но желал всё-таки получить классическое музыкальное образование. И по благословению владыки Феодосия он поступает в Тбилисскую консерваторию, подальше от настырных взоров соглядатаев безбожного Совета по делам религий. По рекомендации владыки Феодосия молодой Геннадий знакомится с руководством Грузинской Православной Церкви в лице её Первосвятителей. Грузинские Патриархи-католикосы – Давид VI (Девдариани), а после него и Илия II (Шиолашвили) доверяли совсем молодому студенту Геннадию Харитонову регентовать патриаршими хорами в Сионском кафедральном соборе в Тбилиси. Это было невероятным явлением в жизни Грузинской Православной Церкви: русский «чуваш» руководил патриаршим грузинским хором!
Однако из-за интриг местных уполномоченных по делам религий Геннадию Харитонову так и не дали закончить Тбилисскую консерваторию. И он вынужден был вернуться снова в родную Ялту, регентовать местным церковным хором.
Владыка Феодосий ревностно звал своего выдвиженца обратно в Смоленск. Но Геннадий был удивительным человеком.
Он, по свидетельству очевидцев, не возвращался назад, а шёл только вперёд.
Однажды, в самом конце 70-х годов, одна солистка Патриаршего Елоховского хора была в Ялте на отдыхе. И конечно, не могла не зайти в храм, где, по слухам, регентовал уникальный регентсамородок. Её настолько поразила высококлассная чистота церковного пения под управлением Геннадия Харитонова, что она записала хор на магнитофон и по приезде в Москву дала эту запись на прослушивание самому Святейшему Патриарху Пимену, который был удивительно музыкальным человеком.
В это самое время, к началу 1980 года, в Елоховском соборе сложилась кризисная ситуация с отсутствием надлежащего регентования. В 1974 году скончался многолетний великий регент Елоховского собора Виктор Степанович Комаров, который руководил Патриаршим хором с 1943 года.
После смерти В.С. Комарова Патриаршим хором Елоховского собора управляли, как правило, малокомпетентные временные люди, назначенные по указке Совета по делам религий. Святейший Пимен, сам бывший высокопрофессиональный церковный регент, прослушав магнитофонную запись храмового хорового пения под управлением Геннадия Харитонова, тут же распорядился навести все исчерпывающие справки об этом человеке. И потребовал от владыки архиепископа Смоленского Феодосия дать подробную поручительную рекомендацию своему бывшему выдвиженцу на должность главного регента Патриаршего хора главного православного собора страны. Надо отдать должное владыке Феодосию, что он не затаил обиды на своего бывшего любимца, отказавшегося в своё время вернуться к нему вновь, в Смоленскую епархию, а дал Святейшему Пимену самую лучшую характеристику Геннадия Харитонова.
В 1980 году, в возрасте 27 лет, молодой Геннадий Харитонов был вызван в Москву в Свято-Богоявленский Патриарший кафедральный собор в Елохове. И с этого года под руководством Г.Н. Харитонова началось второе, на целых 10 лет, золотое возрождение великих хоровых традиций Елоховского Патриаршего хора всероссийской столицы.
Святейший Пимен сразу полюбил молодого регента, настоящего музыкального профессионала. Патриарх Московский и всея Руси, прекрасный знаток церковного клиросного пения, до самой своей смерти в мае 1990 года уважал и ценил безпримерный талант своего регента, обогатившего красоту богослужебных песнопений особым богодухновенным голосовым содержанием. Святейший интересовался каждым новым произведением, предлагаемым Геннадием Харитоновым. Вернее, обязанностью Геннадия была презентация всего предназначенного к разучиванию.
Он шёл в патриаршие покои, садился за рояль, играл, наверняка пел партию сопрано, как это было в Ялте. И Патриарх Пимен давал добро. На каждое богослужение Патриарху подавался список всего, что будет исполняться. А после каждой литургии в обязанности Геннадия входила часовая прогулка с патриаршим протопресвитером Матфеем Стаднюком – опять-таки обсуждали все тонкости хорового исполнения. Вот в такой обстановке творилось чудо Патриаршего хора под управлением молодого Геннадия Харитонова.
Когда в Москве начали готовиться к празднованию 1000-летия Крещения Руси, Патриарх Пимен благословил своего регента Г.Н. Харитонова на грамзапись. Это был первый в истории РПЦ МП широкомасштабный проект записи церковных русских духовных песнопений. И лично Геннадий Николаевич сыграл в этом проекте свою выдающуюся роль.
Записи происходили в Черкизово, в Ильинском храме, в котором была дивная акустика. К 1988 году многотысячными тиражами вышли исторические виниловые диски богослужебных песнопений самых известных великих церковных композиторов – Чайковского, Рахманинова, Кастальского, Бортнянского, Чеснокова, Гречанинова, Львовского, Чмелева, Соколова, Третьякова, Архангельского, архимандрита Феофана.
Это стало поистине эпохальным историческим событием не только в церковной, но и во всей культурной жизни страны и всего Вселенского православного мира. Доведённое именно Геннадием Харитоновым до совершенства исполнение Патриаршим Елоховским хором церковных песнопений и произведений вызывало восхищение у всех именитых классических певцов Советского Союза, прежде всего у оперных певцов Большого театра.
В век высоких современных технологий мы можем безпрепятственно, свободно и радостно наслаждаться в интернете этими первыми записями нашего музыкального богатства, созданными под непосредственным руководством Г.Н. Харитонова.
На протяжении многих лет Патриарший хор Геннадия Харитонова украшал все патриаршие и архиерейские богослужения, самые значимые события, в том числе отпевание Святейшего Патриарха Пимена и интронизацию Святейшего Патриарха Алексия II.
По свидетельствам хористов Патриаршего Елоховского хора, Геннадий Николаевич Харитонов всегда говорил, что «намоленный» голос – это особая профессиональная черта вокального голоса.
Со смертью Святейшего Пимена в мае 1990 года сменился и главный регент патриаршего собора. Некоторое время Геннадий Харитонов регентовал хором возрождающегося Московского Донского ставропигиального монастыря. А после 1991 года уехал на ПМЖ в Германию по приглашению Русской Зарубежной Церкви и лично архиепископа Германского Марка (Арндта), с которым у него сложились добрые отношения.
Они нередко путешествовали по святым местам, прежде всего по Святой Иерусалимской Земле.
В Свято-Николаевском храме г. Штутгарта он создал с нуля высокопрофессиональный церковный хор и более 25 лет руководил им. Даже после переезда в 2011 году на жительство в Швейцарию, под Цюрих, Г.Н. Харитонов продолжал приезжать на воскресные и праздничные дни в Штутгарт и руководил хоровым сопровождением всех церковных служб. Нынешний настоятель Свято-Николаевского храма протоиерей Илия Лимбергер с особой благодарностью и теплотой отзывается об уникальном церковном регенте, добром и порядочном человеке – Г.Н. Харитонове.
В декабре 2020 года по Промыслу Божию к рабу Божьему Геннадию пришло сильное испытание – он перенёс левосторонний инсульт с сильной парализацией. Был прикован к постели и к инвалидному креслу, находился на лечении в реабилитационном центре в районе Боденского озера в Швейцарии.
Даже находясь в безпомощном состоянии, Геннадий Николаевич старался не унывать, его причащали священники храма, он слабым голосом пел церковные песнопения, подпевая посещавшим его пастырям.
30 октября 2021 года после тяжких физических страданий раб Божий Геннадий тихо отошёл ко Господу. Погребён в Швейцарии, в Цюрихе.
 Помянем доброй молитвой и словом выдающегося церковного регента Патриаршего Елоховского собора Москвы Геннадия Николаевича Харитонова за его уникальный вклад в сокровищницу церковной и мировой хоровой музыкальной культуры, за ревностную преданность родной Матери-Церкви Русской, которой он посвятил всю свою творческую жизнь.

Владимир Александрович
НИКОЛАЕВ