Первая победа над смертью

Божия Матерь и праведный Иосиф приходят в Храм, чтобы исполнить Закон, по которому надо было принести в жертву двух горлиц за Перворождённого и посвятить Его Богу. Божия Матерь приносит Своего Младенца Богу. Она предлагает Богу сокровище, которое Бог доверил Ей. И во время этого торжества Младенец переходит на руки других людей. Два старца – праведный Симеон и пророчица Анна принимают Его, осознавая, что в этом Младенце Бог делает непостижимый дар миру. Безконечно важно, чтобы этот Младенец был узнан и принят. Сретение Господа – тайна Его принятия или отвержения миром.
А наше приношение Богу – то, что прежде всего определяет нашу духовную жизнь. Разве в каждом человеческом сердце нет потребности давать, и давать себя? Эта потребность несравненно глубже, чем то искание своего, которым отмечено отпадение человека от Бога. «Ибо все из Него, Им и к Нему» (Рим. 11, 36). Приношение Богу означает приношение Ему всего, что у нас есть. Всё – для Бога, всё, даже когда нам нечего Ему отдать. Принесение всего творения, всего мира, всей нашей жизни. И принесение Христа, Сына Божия – самого дорогого, что у нас есть. Каждая Божественная литургия – приношение Церковью Христа, и оно достигает самых высоких небес. Мы слишком малы, и все наши приношения скудны. Но Христос заступает место каждого из нас. Речь идёт не о том, чтобы легко обрести этот свет – только руку протяни. Он открывается у Креста Христова – то, о чём пророчествует праведный Симеон, в том страдании, которое является причиной страданий Божией Матери и всех любящих Господа, – в Его Кресте. Истинная жизнь может явиться в нас только этим крестным рождением.
«Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся». Христос говорит, что мы, христиане, ответственны за всех людей, за весь мир, потому что Он – Второй Адам. В Нём человеческий род обретает новое начало. Он устанавливает связь между всеми поколениями, чтобы даром Духа Святого сделать их как бы нашими современниками. Может быть, мы забыли, о каком Сретении идёт речь? И, присутствуя на празднике, совершенно утратили свет праздника. Когда мы стоим с зажжёнными свечами на вселенской родительской субботе или среди Пасхи Господней, или преклоняем колена в «протяженносложенных» молитвах в праздник Святой Троицы, мы просим о милости Господней не только к тем, кто нам близок, но и к тем, чьи имена мы не знаем.
Мы должны молиться о мире всего мира, о наших современниках, принимая их в таком состоянии, в каком они пребывают. О всех, за кого мы ответственны, кого посещаем в тюрьмах, в больницах, об умирающих, о скорбящих и отчаявшихся. И этого будет довольно для нас, чтобы очиститься от самих себя и представить наши души обнажёнными пред Господом. Только так мы можем принести нашу жизнь Ему, чтобы Он заполнил её Своею. В этом радость праздника и приношение, в котором мы принимаем весь мир как сноп света и любви, возносимый ко Святой Троице руками Пречистой Божией Матери.
Разве это Сретение, когда мы просто собираемся в храме, чтобы исполнить положенное, повторяя составленные другими людьми молитвы? Мы собираемся здесь с одним желанием – встретиться с Богом и собрать на эту встречу всех людей. Если не в этом смысл литургии, то для чего она? Никто не участвует в Трапезе Господней для себя – но для других. Только при этом условии можем мы встретиться со Христом. Потому что, в противном случае, мы ограничиваем Христа, хотим создать Его по нашей мерке и не можем соединиться с Ним. И именно потому, что мы не можем этого допустить, и потому, что Он явил такую любовь, наша ответственность за всё – в самом сердце христианского призвания. Христианами становятся ради других, христиане – это те, кто ради всех. Чтобы говорить о собственном спасении, надо преодолеть собственную ограниченность, надо принять всех людей. Таким должно быть приношение, достойное Христа.
Но верность истине Христовой и любви неотделимы друг от друга. Малейшее отступление от истины делает для нас невозможным участие в литургии Христовой любви, изливающейся в сердца наши Духом Святым. На жертвеннике на дискосе представлено всё святое человечество, и мы вынимаем частицы только за верных. Но всегда в нашей памяти будет свидетельство языческого жреца, приводимое преподобным Макарием Великим: «Когда вы приносите безкровную жертву, мы начинаем немного видеть друг друга». Даже для тех, кто служил бесам, начинает брезжить свет встречи друг с другом и с Богом, благодаря приношению Церкви.
В этом – первая победа над смертью, первая победа над временем, собирание всех людей с нами вокруг Трапезы Господней. И всё будущее – здесь. Если мы сохраним эту верность истине, если мы войдём в дух этого общения – что-то произойдёт, совершится решающее событие, которое может быть сокрыто от внешних глаз. Но чья-то земная жизнь, как у праведного Симеона, завершится, чья-то скорбь будет утешена, чьё-то одиночество посетит Господь, чье-то отчаяние обретёт надежду, чьи-то немощи будут исцелены, чьи-то грехи – очищены, чьё-то неверие побеждено. Произойдёт событие вселенского масштаба, историческое событие, значимость которого ведома одному Богу. Только этот свет пришёл Христос возжечь в глубине наших сердец, когда люди встречаются с Богом и друг с другом. Чтобы обрести Христа, мы должны расширить наши сердца до Его служения, до пределов всего мира.

Протоиерей
Александр ШАРГУНОВ