Лишнее отпадёт от Церкви как шелуха

Проблема «закона и благодати» волнует христиан с первых веков после пришествия Спасителя. Как соотносятся строгие религиозные предписания и всепокрывающая любовь Господа? Без чего ни одно правило в жизни христианина не будет работать должным образом? Об этом мы поговорили с отцом Димитрием ШИШКИНЫМ, настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы посёлка Почтовое Бахчисарайского района Симферопольской и Крымской епархии, постоянным автором «Русского Дома».

– Отец Димитрий, интересная тема – закона и благодати. Наверное, вечная. Что такое «закон» в христианстве, а что – «благодать»?

– Закон в христианстве – это правила поведения (не только внешнего, но и внутреннего), помогающие человеку достичь смирения, без которого невозможно приобретение благодати. Правила, организующие нашу жизнь в соответствии с Законом Божиим, но не являющиеся самоцелью. Мне хотелось бы поговорить не только о правилах христианской жизни, но и об отношении христиан к закону вообще, к законам природы, социума. Всё это приходится учитывать христианину. И в этом отношении у него должен быть свой ответ, главную руководящую роль в котором занимает Закон Божий.

– Казалось бы, а законы природы здесь при чём? И какое может быть такое особенное христианское отношение к законам природы?

– На самом деле, от христианина требуется внимательное и вдумчивое отношение ко всему, что так или иначе связано с его жизнью. Помните искушение Христа в пустыне и предложение сатаны низвергнуться с крыла Храма?

– Конечно. «Не искушай Господа Бога твоего» (Лк. 4,12), – ответил тогда Господь.

– И показал пример христианского отношения к законам природы. В наше время это особенно актуально, потому что вошло в моду, особенно в молодёжной среде, безосновательно рисковать жизнью ради «порции адреналина», то есть снова и снова искушать Господа, что заканчивается подчас трагически, если задуматься об участи души, пренебрегшей страхом Божиим и благоразумием, в вечности. Или стремление поворачивать реки вспять, выкачивать из земли энергоресурсы до последнего предела; переделывать самого человека в угоду его страстям и похотям – насколько всё это и многое другое сообразно с христианским отношением человека к законам природы?

– Но как сообразуется необходимость соблюдения закона с безусловным приоритетом благодати, то есть тех Божественных энергий, которые всем законам, писанным и неписаным, придают высший, а по сути – единственно правильный смысл? Тем энергиям, без которых закон (даже самый «правильный») может превращаться в страшную, уничтожающую человечность и человека машину.

– Мы видим, что даже внешнее, буквальное понимание Закона Божьего способно привести его хранителей и ревностных исполнителей к тому, что они будут абсолютно уверены, что «по закону» Бог должен умереть на кресте. Именно это произошло однажды с книжниками и фарисеями, и это ведь история не о прошлом только.

– Какая страшная метаморфоза!

– А главная причина её – отсутствие благодати, главным препятствием обретения которой является гордость человека. Каким бы правильным ни был закон, если мы не имеем смирения и веры, если мы не причастны Духу Христову, то становимся не исполнителями, а нарушителями закона. Причём можем даже не понимать этого, а мнить о себе, что мы исполняем его со всей необходимой и «правильной» строгостью. Без действия Божественной благодати по-настоящему правильное понимание и исполнение закона (это относится как к Закону Божию, так и к гражданским законам, если они согласны с ним) невозможно. А на Руси – это вопрос принципиальной важности, потому что наша цивилизация основана на фундаменте православной веры, и правильное понимание и исполнение Закона Божьего и законов светских, влияющих на построение общественной жизни, – без осоления благодатью Святого Духа, – невозможно. Надо это понимать, чтобы не превратиться в очередную «правовую машину», во что мы, увы, впадаем, как только в общенародном масштабе начинаем утрачивать понятие о благодати и её важности в частной и общественной жизни.

– Есть мнение, что Христос Своим пришествием и утверждением Церкви закон упразднил, принеся благодать. Тем не менее «духовных регламентов» в Православной Церкви хватает. Насколько это правильно?

– Конечно, Господь не упразднил закон. Он сам об этом говорит: «Не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5, 17). В высшем смысле это означает отдать себя в жертву любви за погибающий род человеческий, за каждого из нас. То есть высшая цель и исполнение Закона – это спасение человека. Правила, в том числе и в церковной жизни, неизбежны. Это опыт жизни Церкви, явленный в опыте практической святости, если можно так сказать. Другое дело, что никакие правила сами по себе ничего не решают, если не достигают своей цели – приобщения человека Божественной благодати. Господь Сам исполнял множество предписаний и правил, отделяя в то же время необходимое от избыточного: «Тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим» (Мк. 7, 7), – говорил Он. Так что и нам не престало пренебрегать исполнением законов, в том числе и гражданских, но должно быть больше доверия Богу. Мы слишком в последнее время стали доверять правилам, регламенту, особой роли администрирования и безмерно преувеличиваем значение технических средств в решении самых сложных вопросов. Порядок важен, спору нет, но «Дух дышит, где хочет» (Ин. 3, 8), и мы должны понимать, что подлинно христианская жизнь хоть и не отвергает форм, правил и порядка организации (в том числе и в церковной жизни), но осуществляется всё-таки Духом Святым и Его благодатью движется к единой для всех нас цели – жизни в Боге и с Богом.

– Чем принципиально отличается закон ветхозаветный от новозаветного?

– Ветхозаветный закон был дан человеку, находящемуся «под клятвой», отлучённому от полноты благодатного общения с Богом. Сердце такого человека, даже при сохранении веры и благих намерений, оставалось ожесточённым. Ветхозаветный закон был приспособлен, если можно так сказать, к этой ожесточённости. Это был закон справедливости. Помните: «Око за око, зуб за зуб» (Исх. 21, 24)?
Новый Завет возник, когда «клятва законная» была разрушена Крестной жертвой Иисуса Христа, и человек снова стал способен воспринимать во всей полноте Божественную благодать. И действием благодати он познал, что Бог есть Любовь. Причём Любовь жертвенная. С приходом в мир Христа сама природа человеческая изменилась: у нас появилась возможность примирения с Богом, приобщения Его естеству. Человек стал способен к общению с Отцом Небесным в Духе и Истине. То есть во Христе, содействием Святого Духа. Это настоящее счастье, милость и дар неизреченной Жизни, победившей смерть!

– В каких случаях христианин должен действовать в отношении ближнего и в отношении себя по всей строгости закона и по принципам милосердия Божия?

– Если говорить в общем, то закон строже относится к тем, кто впадает в тяжкие грехи и преступления, а особенно к тем, кто ожесточился и закоренел во зле, и мягче к тем, кто совершает грехи «не к смерти», искренне кается и желает исправиться.
Но «прописать» всё невозможно. Сердце христианина должно быть обучено к распознанию веяния Духа Святаго. И именно Духом Святым «всяка душа живится», то есть предписания закона, необходимые как основание повседневной жизни, могут правильно пониматься и исполняться, только когда человек действительно живёт духовной жизнью. И строгость здесь бывает так же важна, как и милосердие. Больше того, в иных случаях именно строгость может быть проявлением высшей любви и милосердия, малыми скорбями избавляя человека от больших бед. Самый простой пример – это случай, когда один из заключённых в колонии признался, что благодарит Бога за то, что его посадили за кражу, в то время как он замышлял убийство.
Так что страшна не строгость даже, а именно безблагодатность. И чем более оскудевают в жизни каждого человека и в обществе любовь, сострадание и милосердие, тем более требуется «контроля», и «чёткости», и «уточнений», и «определений», а также «поправок к ним»… Конца и края этому техническому процессу нет. Но результата он не достигает – то есть улучшение жизни людей не происходит и благоденствие не наступает, потому что благополучие человека подразумевает не только материальную составляющую, но и общую атмосферу отношений между людьми, которая в идеале должна быть доброжелательной, исполненной взаимопомощи, сострадания и милосердия. К этому мы должны стремиться. А это не достигается одними только «техническими» средствами, но живою верою, живым общением людей с Живым Богом в Духе Святом. А также подлинно христианским воспитанием и образованием. Об этом нам надо помнить, напоминать друг другу и стремиться к этому во всех сферах жизни.

– А Богу – Творцу Вселенной, находящемуся вне времени, – нужны эти наши человеческие придумки в виде огромного количества религиозных предписаний?

– Этот вопрос задают многие. Закон Божий и правила, помогающие его правильно понимать и исполнять, – это и есть то, что составляет образ христианской жизни. И этот образ жизни, конечно, нужен не Богу, а нам самим, чтобы достичь единства с Богом. Просто потому, что природа наша крайне повреждена грехом, и способность её преображения связана с подражанием Христу, стяжанием Его Духа, что возможно только при условии соблюдения правил христианской жиз ни.
Насчёт того, что мы много «лишнего» себе напридумывали… Но лишнее в конечном итоге отпадает от Церкви, как шелуха, а то, что составляет основу её жизни, – неизменно. Об этом образе жизни мы можем узнать из Предания Церкви, из житий святых, которые стремились быть «не слушателями только, но и исполнителями Слова» (Иак.1, 22).
Религиозные предписания – это одежды благодати, и нам надо это понимать ясно. Кто будет спорить с тем, что одежды нужны, но глупо думать, что одежда – это главное в человеке. Но, увы, именно это и бывает у нас. Когда закон, пронизывая собою общественную жизнь, слабо связан с реальными нуждами человека и превращается в одежды не только без души, но и без тела, условно говоря, это пугает и настораживает. Когда буквальное применение закона и его правил не только не служит во благо людям, но, напротив, безжалостно разрушает их жизнь и даже не замечает этого, мня, что творит добро и приносит пользу, – это страшно.
Снова и снова надо нам, христианам, напоминать друг другу слова великого подвижника Православной Церкви – преподобного Иоанна Лествичника: «Христианин есть тот, кто, сколько возможно человеку, подражает Христу словами, делами и помышлениями, право и непорочно веруя во Святую Троицу».

Беседовал
Владимир Вячеславович БАСЕНКОВ