В 1972 году прихожане Казанского храма села Заплавное Куйбышевской области встречали нового настоятеля – протоиерея Стефана Акашева. При этом обратили внимание на то, что в ручном багаже старенького священника была большая чёрная доска.
Эту доску отец Стефан внёс в храм, а с амвона сказал, обращаясь к людям:
– Чёрная доска – это чудотворная икона Божией Матери «Неувядаемый цвет». Пройдёт много времени, и Господь явит миру святой образ – икона начнёт обновляться. Берегите икону…
Отец Стефан Родился он в семье священника и в молодости хотел стать монахом. Но родители были против этого, и он женился. В этом браке родились сын Иван и дочь Нина.
После окончания семинарии его рукоположили во священника и направили служить в село Герасимовку Оренбургской области. Председателю колхоза в Герасимовке понравилась жена отца Стефана. Председатель вызвал священника и сказал: «Отдай свою жену мне, иначе отправлю тебя в ссылку». Священник отказался и в 1934 году по доносу был арестован как «контрреволюционный элемент», осуждён и отправлен на 10 лет в ссылку в Котлас.
А председатель добился своего – путём угроз вынудил жену священника жить с ним. Вскоре у них родился ребёнок.
В 1941 году порог лагерного барака, где находился отец Стефан, переступил бывший председатель колхоза из Герасимовки. Отец Стефан стал молиться о нём, но осуждённые вынесли свой приговор – бывший председатель колхоза до своего освобождения не дожил.
А отцу Стефану начальство лагеря неожиданно предложило стать медицинским работником – врачей в лагере не хватало. В помощь священнику рассказали, в каких случаях какие лекарства давать – аспирин, хинин, активированный уголь и т. п.
В ссылке не запрещалось молиться.И батюшка молился за каждого больного, молился и о своём вразумлении, затем крестил лекарства и давал больным. Так и лечил с Божией помощью. Освободили его в 1944 году. К своей жене он не вернулся, но впоследствии всегда помогал ей и детям.
Храм
– Когда в начале декабря 1995 года я приехал служить в Заплавное, был поражён великолепием храма, – рассказывал протоиерей Сергий Усков.
– Казалось бы, деревянная церковь, построенная в 1910 году, как и все храмы в советское время закрытая и разграбленная, не могла так хорошо сохраниться. Но вот она, стоит перед глазами! Уцелела! Сохранил Господь!
Чудесные иконостасы, великолепные Царские врата, обилие икон…
– Да, церковь у нас красивая, – подтвердили жители села.
Как свидетельствуют архивы, первый храм, а был он деревянным, в селе возвели в 1837 году. 21 марта 1903 года ввиду тесноты и ветхости церкви сельское общество села Заплавное составило договор о постройке нового храма на общественные средства. Освятили новый храм в первых числах ноября 1910 года. Престол во имя Казанской Божией Матери – 7 ноября. Тёплый, деревянный, на каменном фундаменте, в одной связке с колокольней, крытый железом, храм вмещал до 1200 человек.
А в 1937 году церковь закрыли, разбили и сломали иконостасы и вообще всё внутри. Все иконы выбросили на улицу. Люди потихоньку старались их унести. Один мужчина нагрузил целую телегу деревянных резных украшений – то, что осталось от иконостаса, киотов и алтаря.
Местные «активисты» смеялись над ним:
– Ну, Лексей, теперь тебе на всю зиму дров хватит!
Жительница села Косякина Мария Ивановна, воспользовавшись моментом, когда из церкви не всё ещё вынесли, помогла одной девочке влезть в разбитое окно и попросила подать ей Евангелие. Незаметно унеся его и бережно завернув, Мария Ивановна замуровала Евангелие в стену и замазала глиной. Но кто-то на неё донёс. Был обыск, но ничего не нашли.
Жертвы ГУЛАГа
«Двадцатку», то есть приходской совет, разогнали. Многих арестовали и увезли, как оказалось, навсегда. Священника расстреляли.
– Когда в Самаре вышла книга «Новые мученики и исповедники Самарского края», нам удалось установить несколько имён загубленных жителей села, – вспоминал протоиерей Сергий Усков. – Вот имена страдальцев:
– Белобородов Иван Иванович – 1870 г. рождения, член церковного совета с. Заплавное. Осуждён на 10 лет концлагерей. Не вернулся.
– Зайцева Варвара Степановна – 1876 г. рождения, член церковного совета с. Заплавное. Осуждена на 10 лет.
Единственная осуждённая, которой удалось вернуться в родное село.
– Мамонтова Аполлинария Ивановна – 1874 г. рождения, церковница с. Заплавное. Осуждена на 10 лет концлагерей. Не вернулась.
– Мануйлов Фёдор Яковлевич – 1873 г. рождения, председатель церковного совета с. Заплавное. Осуждён на 10 лет концлагерей. Не вернулся.
– Мануйлов Яков Петрович – 1873 г. рождения, церковник с. Заплавное. Осуждён на 10 лет концлагерей. Не вернулся.
– Петрова Анастасия Ивановна – 1875 г. рождения, монахиня. Осуждена на 10 лет концлагерей. Не вернулась.
– Саушкина Наталья Митрофановна – 1871 г. рождения, монахиня. Осуждена на 10 лет концлагерей. Не вернулась.
– Степанов Александр Фёдорович
– 1891 г. рождения, священник с. Заплавное. Расстрелян 20 января 1938 г. в г. Сызрани.
– Конечно, арестованных в Заплавном было больше, – говорил отец Сергий. – Не всех вспомнили односельчане. Но о тех, кого вспомнили, мы стали молиться во время богослужений: «О рабах Божиих за веру и за храм сей
пострадавших, претерпевших и живот свой положивших».
Возрождение
В 1947 году две женщины – председатель сельсовета Екатерина Ефимовна Семёнова и Ульяна Фёдоровна Сысоева – начали готовить церковь к открытию.
Ульяна Сысоева организовала церковный совет, не побоявшись того, что членов старой «двадцатки» всех пересажали. А Екатерина Семёнова поехала прямо к областному начальству, минуя районное. Там удивились такой неслыханной дерзости. Но Екатерина Ефимовна доказала, что районные власти ходатайствовать об открытии церкви ни за что не будут, так как понимают, что за это их не похвалят…
В открывшуюся церковь люди понесли иконы, которые когда-то были выброшены на улицу. Оказалось, что ни одна икона не пропала. Вернулась и телега с резными украшениями. Колхозный бригадир Алексей Степанович Панарин (а это он увёз их тогда «на дрова») всё это время бережно хранил безценную поклажу на чердаке своего дома.
Вернулись на место и боковые алтарные врата. Их сохранил школьный завхоз Гаврила Степанович Жуковский.
Ему при разгроме церкви было поручено сделать из этих дверей настенные классные доски для школы. А двери эти старинные. На них изображены ангелы во весь рост.
– Как же я мог ангелам головы пилить или ноги? – говорил потом Гаврила Степанович.
Самым, пожалуй, удивительным и трогательным моментом истории храма было возвращение напрестольного Евангелия, которое спрятала Мария Ивановна Косякина. Евангелие очень красивое: большое, старинное, сделанное в 1859 году, в жёлтом металлическом окладе, с золотым обрезом. Евангелие и сейчас лежит в алтаре на престоле, на своём родном и законном месте, и радует сердца прихожан Словом Божиим во время богослужений. Разве можно после этого сомневаться в заступничестве и особом покровительстве Пресвятой Богородицы этому храму и этому селу?!
Восстановление храма продолжил отец Стефан. Он придумал, как обойти запреты властей, без разрешения которых в церкви нельзя было и гвоздя вбить, не говоря уже о том, чтобы стены расписать.
Отец Стефан пригласил художника, с которым они наметили в храме места для росписи. Художник работал не в храме. Никто и не знал, что он пишет полотна на библейские сюжеты. Но затем каждая его работа помещалась на заранее предусмотренном месте. Так постепенно и незаметно для посторонних глаз вся церковь была расписана.
С большим трудом «выбил» отец Стефан разрешение на постройку дома рядом с церковью, якобы «себе на старость». Дом он действительно построил на личные сбережения, но в одной половине оборудовал крестильню, а в другой просфорню. Сам же продолжал жить в старом доме.
Отец Стефан обладал даром исцелять.
Ехали к нему в Заплавное отовсюду, даже из других областей. По рассказам Анны Алексеевны Тюленевой и Пелагеи Никифоровны Сундеевой – обе трудились в церкви, отец Стефан ставил бесноватых под колокол, после чего Анна долго звонила над ними – до 300 ударов. «А мне батюшка благословлял Евангелие читать по ночам над одержимыми, – вспоминала Пелагея. – Начну читать, а он ка-а-ак заорёт, да ещё не своим, а каким-то грубым, злым голосом. А я читаю, не прерываюсь, так мне батюшка велел. Больной уже корчится, но я всё равно читаю. А когда его рвать начнёт – тогда только бегу к батюшке. Он меня успокоит: «Ничего, пусть рвёт.
Может, со рвотой и бес выйдет». И так до утра. А потом он сам за больного берётся, читает над ним молитвы. Все больные от него исцелёнными уезжали, но прибывали новые. И так каждый день».
– Приезжая в Куйбышев, отец Стефан ночевал в моём доме, и мои дети очень любили его, – вспоминал секретарь Куйбышевской епархии Андрей Андреевич Савин. – На мой вопрос, случались ли с ним чудеса, он ответил только однажды:
«Открою тебе, брат. Три раза было такое. Служу литургию и во время “Тебе поем…” после поклона вижу – весь престол и чаша как бы объяты пламенем, я снова сделал поклон и видение пропало, так было за тремя литургиями. Только ты не говори никому об этом, а то ещё скажут, что я святой».
В Заплавное приезжали служить известные архипастыри митрополит Мануил (Лемешевский) и архиепископ Иоанн (Снычёв). С протоиереем Стефаном их связывала многолетняя духовная дружба.
В церковной сторожке в Заплавном до сих пор висят на стенах портреты митрополитов Мануила и Иоанна и протоиерея Стефана – трёх избранников Божиих.
Скончался митрофорный протоиерей Стефан весной 1975 года. В этот день он отслужил службу, причастился Святых Таин и к вечеру тихо отошёл ко Господу.
…Но вернёмся к рассказу о чёрной доске, которую отец Стефан привёз в Заплавное. Через 45 лет чёрная доска ожила – начался процесс самопроизвольного прояснения изображения.
– Божие чудо происходило на наших глазах – едва ли не каждый день менялись краски, шло их насыщение, – сказал настоятель храма иерей Александр Александров. – Обновление иконы мы воспринимаем как знак милости Божией, как призыв к покаянию и молитве. Икона Божией Матери «Неувядаемый цвет» очень радует людей.
Олег Иванович
БЕДУЛА