Хочу рассказать об одном уникальном чудотворном месте, которое я обнаружил случайно в своей поездке, которая обернулась паломничеством. Как-то в один из зимних дней я собрался проведать свою давнюю знакомую монахиню Евдокию. Она находится на послушании и является настоятельницей в Архиерейском подворье иконы Казанской Божьей Матери Оренбургской области.
Путь от Оренбурга до села Новоникольское составил 2,5 часа, по приезду меня встретила матушка Евдокия. Время было позднее, а поутру матушка Евдокия показала мне Архиерейское подворье иконы Казанской Божьей Матери. Рассказала, что подворье в своё время было построено на средства парашютиста-испытателя Петра Задирова. Матушка отметила, что Пётр Задиров является строителем и других храмов, один из которых храм Троицы в Антарктиде.
Мы осмотрели подворье, все его строения и, конечно же, храм. Это были новые фундаментальные постройки. К сожалению, я в этом месте не ощущал себя так, как раньше, когда приезжал к матушке в Дивеево. И мне от этого было грустно.
Вместе с матушкой отправились в Никольский женский монастырь. Путь до монастыря занял более полутора часов. За окном мелькали снежные просторы Оренбургской области и деревенские домики, которые будто бы замерли в конце 80-х – начале 90-х годов.
Монастырь стоял на открытой и холмистой местности, вокруг лежал снег, отовсюду дули пронизывающие зимние ветра. Взору предстали новые современные монастырские постройки и несколько кирпичных храмов. Монастырь, на первый взгляд, не создавал у меня образа какого-то намоленного места. И мне почему-то опять вспоминалось наше благостное времяпровождение с матушкой в Дивеево, а здесь второй день такого ощущения нет… Но опять утешало то, что я приехал проведать матушку Евдокию, и мы сейчас с ней вместе, и я могу поддержать её в далёком краю.
Нас встретила настоятельница Никольского монастыря игумения Иоанна, которая предложила провести экскурсию по монастырю. Меня ничего не удивляло, день был будний, зимний, холодный, немного паломников. Поначалу я не обратил на них особого внимания, заметил только, что они ходили парами, многие из них шли пешком, хотя монастырь находился в приличной удалённости от ближайшей деревни.
В пещерах матушка Иоанна сначала подвела нас к келье монаха Зосимы – основателя монастыря. Это главная святыня пещеры, в которой паломники молятся, вставая коленями на камень, как когда-то это делал сам монах. Именно в этой келье он молился два года в одиночестве, готовясь к монашескому подвигу. Камень, на котором паломники молятся в этой келье, стал дарить такое чудо, как деторождение, даже безплодным парам, женщинам, которые, по прогнозам врачей, были обречены никогда не иметь детей. Матушка говорила, это действительно большое чудо, которое стало являть себя людям в начале восстановления монастыря. И практически любая просьба каждого молящегося не остаётся без удовлетворения. Чудо деторождения стало носить массовый характер, младенцев, рождённых по молитвам в пещерах, в народе стали называть пещерными детьми. Молва об этом разнеслась по всей Оренбургской области и далеко за её пределами. Матушка отметила, что камень в этой келье, на который становятся паломники, дарует людям чудесное исцеление от многих тяжких болезней. На камень приезжают просить об устроении личной жизни, о работе и других нуждах. Рассказ и слова матушки не вызывали у меня никаких сомнений, я спросил себя – почему, и понял, что мои душа и тело находятся в святом месте, такие ощущения испытываешь в великих местах, таких как Дивеево, Афон… Я понимал, что люди, молящиеся в этой пещере о своих проблемах и горестях, получают утешение.
Но большинство из них приезжают сюда просить именно детей.
Внутри пещер достаточно тесно, вдвоём не пройти, а людям высокого роста приходится нагибаться. Какая бы погода ни была на поверхности, в пещере всегда 10-12 градусов, и зимой, и летом. Вентиляции в пещерах нет, песчаник сам нагнетает кислород и очищает воздух. Если днём бывает много посетителей, то к вечеру свечи уже не горят, дышать становится тяжело. Утром же воздух опять становится прозрачным и чистым.
Келья схимонаха Нила по размерам больше, чем келья монаха Зосимы. Схимонах Нил был прозорливым старцем, рассказывала матушка, к нему приходили монахи и священники, люди из села. Приходящие просили совета, благословения, исповедовались. Находясь у себя в келье, схимонах Нил уже знал, что на поверхности к нему пришли люди, и даже знал, с чем пришли.
Обычно рядом с его кельей ставят свечку за упокой в прямоугольный подсвечник.
Далее в пещерах нас ждал храм, который выкопан своеобразно – в виде гроба. Соответственно, свод храма является крышкой, даже песчаник разного цвета, видно, что верхняя часть тёмная, нижняя часть светлая, а по периметру идёт полоска, которая отделяет якобы крышку «гроба» от низа. Удивительно, как монахи, копая в полной темноте, определили алтарь правильно, так как он действительно смотрит на восток. Поражает и выбор места для храма, такое, чтобы песчаник был разных цветов.
Когда начались гонения на монастырь, кто-то ушёл в другой монастырь, а кто-то молился дома. Одним из тех, кто молился дома за всех, был монах Игнатий. «Монах Игнатий покоится на сельском кладбище, к нему протоптана дорожка, люди идут просить исцеления. У монаха Игнатия силой его молитвы камни сами катились в гору», – рассказала матушка Иоанна.
Про сам Никольский монастырь я смог узнать, что его основал монах Зосима. К 1917 году монастырь насчитывал 12 наземных построек, среди которых были колокольня, собственный кирпичный завод, цеха кожевенный и валяльный, своя мельница, пекарня, приёмный дом для мужчин-инвалидов Первой мировой войны, приют для мальчиков сирот. В монастыре действовал строгий афонский устав. С приходом советской власти на монастырь начались гонения. В 1922 году игумен Зосима скончался по болезни сердца, ему было 63 года. Нового настоятеля монастыря расстреляли по ложному доносу. Монахов просили публично отречься от Господа, но желающих не нашлось, а тех, кто остался в монастыре, увезли и расстреляли. Святое место опустело.
После прекращения гонений местный батюшка заинтересовался, почему это место называют Монаховой горой. В архивах смогли обнаружить, что здесь были пещеры и монастырь. Пещеры искали с 1992 года, и вход в подземную обитель вновь был обретён 8 июня 2002 года. В 2004 году был построен над пещерами надвратный храм, который в 2005 году освятили в честь Рождества Иоанна Предтечи. Храм построили на пожертвования. Были установлены кресты на месте разрушенного храма Святителя Николая Чудотворца, часовни Казанской иконы Божьей Матери и монастырского кладбища. Под горой снова забил святой Никольский родник. В самих пещерах оборудовали новый подземный храм в честь преподобных Антония и Феодосия Печерских. 13 мая 2006 года совершено освящение места и закладка камня надвратной колокольни с храмом святой преподобной Марии Египетской. Ровно через год был освящён центральный крест колокольни святой преподобной Марии Египетской. В обители были построены братский корпус с домовым храмом в честь святого проповедника Серафима Саровского и трапезная для паломников. 14 мая 2018 года Священный Синод постановил открыть в Оренбургской области в селе Покровка Новосергиевского района Никольский женский монастырь.
На выходе из монастырских пещер мы начали подниматься на гору к Поклонному кресту, где благословили отца Зосиму на строительство монастыря. Поднимаясь на эту гору, я вновь увидел идущих по двое пеших паломников. И вот тут-то понял, что это пары, идущие просить отца Зосиму и Господа Бога о детях. Многие из этих пар шли с детьми, с теми самыми «пещерными детьми», – благодарить Господа Бога за чудо, которое он им подарил.
И эти паломники были живым подтверждением моих чувств, которые я испытал в пещерах. Я окончательно понял, что всё, о чём говорила матушка, – правда, и я вижу тому доказательство в виде вереницы этих людей, идущих в пещеры, в будний день, в холодную и ветреную погоду. Матушка Иоанна, заметив мой взгляд, обращённый на верующих, сказала: «Так это что! Сейчас ещё людей мало, а летом приезжают целыми большими автобусами за молитвами отцу Зосиме и Господу Богу». Пещерные дети! Вроде бы звучит пугающе, но стоит заглянуть в глаза родителей, полные радости, посмотреть на их милых детишек, сразу понимаешь, что пещерные дети – это настоящее счастье. И то, что рассказала матушка о чуде деторождения, никакая не сказка, а реальная Божья милость молящимся.
Жаль, что об этом месте знают мало людей. Оно ещё не получило такой известности, как многие святые места вроде Дивеево, Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и других. Но с такими Божьими чудесами, которые происходят там, в Никольском монастыре, всё ещё впереди. Оказывается, неизведанные святые места рядом, там, где ты их не ожидаешь увидеть!
Обязательно посетите святые пещеры Никольского монастыря, найдите в себе силы приехать поклониться и помолиться в этих пещерах. Если, не дай Бог, есть проблемы с деторождением, молитва в этих пещерах действительно поможет человеку. И тогда наверняка появится ребёнок, а может быть, даже не один, и вашу семью будут радовать очаровательные пещерные дети.
Игорь Вячеславович КРЮКОВ