Каково взаимоотношение старообрядцев с властями? Что произошло при патриархе Никоне? Что представляет из себя старообрядчество сегодня? Почему старообрядцы разных толков не могут договориться между собой? Возможно ли воссоединение староверов с РПЦ? На эти и другие вопросы отвечает глава Российской Православной Старообрядческой Церкви митрополит Московский и всея Руси Корнилий (ТИТОВ).
– Владыка, 115 лет назад был издан высочайший указ государя императора Николая II о свободе старообрядческих общин. Был ли это первый шаг государства навстречу старообрядцам и дал ли реальное равноправие старообрядческой Церкви?
– Указ императора Николая II «Об укреплении начал веротерпимости» носит исторический, эпохальный характер. С 1906 по 1917 годы начинался так называемый золотой век старообрядчества, когда повсеместно строились старообрядческие храмы, возросла численность прихожан церкви, начали создаваться собственные учебные заведения, духовно-просветительские центры. В общем и целом наблюдался расцвет древлеправославной культуры.
Но всё же реального равноправия с господствующей новообрядческой Церковью в те времена не было. Так, не допускалось общественное служение старообрядцев вне церкви, ограничивались права проповеди и печати.
– Каково ваше отношение к Дому Романовых, к государю императору Николаю II, к октябрьскому перевороту, последовавшему через 11 лет после выхода указа? И правда ли, что некоторые старообрядцы-промышленники финансировали революцию?
– Отношение – как человека, уважающего отечественную историю. Прошлое надо уважать, каким бы оно ни было, и надо признавать волю Божию в событиях истории нашей страны. Романовы правили нашим государством почти 300 лет. Это немалый исторический период. Были победы и поражения, чёрные страницы и светлые. Да, Романовы в лице Алексея Михайловича в XVII веке посеяли небывалую на Руси религиозную смуту. Да, Романовы виновны в ничем не оправданных гонениях на древлеправославие. И те же Романовы в лице последнего российского императора даровали староверам социальную и политическую свободу.
Что касается революции, это для всей нашей страны общая беда. В ней участвовали всякого рода люди, разного вероисповедования, разных убеждений. Нет на сегодня оснований утверждать, что именно благодаря финансам русских старообрядцев революция стала возможной.
– Александр Солженицын писал, что не было бы 17 века – не было бы 17 года. Так что же произошло при патриархе Никоне?
– Духовная катастрофа. Религиозное и национальное унижение нашего народа, который бережно хранил древние обряды и церковные установления, пришедшие к нам из Византии с Крещением Руси в X веке. К тому же никоновская реформа предуготовила почву к реформам Петра I, когда произошла поспешная насильная ломка культурнонравственных устоев русской жизни. Подрыв и размывание духовных основ и христианских традиций в итоге привели к трагическому 1917 году.
– Каково отношение у старообрядцев к государственной власти?
– В богослужебных молитвах есть упоминание о державе Российской, о защите её от врагов, о помощи правителям и воинам в сохранении земли Русской.
– Вы два раза встречались с Президентом России Владимиром Путиным. Смог ли он чем-то помочь РПСЦ?
– Владимир Владимирович Путин – первый за всю историю глава нашего государства, кто посетил Рогожскую слободу. Это уже говорит о положительном отношении президента к старообрядчеству, нашей истории, традициям и духовной культуре. Президентом и Правительством РФ на самом высоком уровне оказана помощь и поддержка в праздновании 400-летия со дня рождения протопопа Аввакума, проведении различных юбилейных общественных мероприятий, возвращении церковного имущества и многое другое.
– В этом году также отмечалось 50-летие Поместного собора РПЦ, на котором были отменены клятвы на старые обряды и на придерживающихся их. Старый обряд был признан равночестным с новым. Кроме того, в последнее время в рамках РПЦ активно развивается Единоверие, учреждённое ещё в начале XIX века, стали нередки случаи служения старым обрядом архиереев, в приходах разрешено креститься двумя перстами. Приветствуете ли вы эти шаги?
– У единоверцев не конфисковывались и не уничтожались дораскольные книги и иконы, богослужебные предметы и церковная утварь, характерная исключительно для старообрядчества, что помогло в деле сохранения древлеправославной культуры.
Однако в большинстве своём старообрядцы не приняли условий Единоверия, поскольку Единоверие отождествлялось старообрядцами с унией Римо-католической Церкви в отношении православных. К тому же Единоверие часто навязывалось силой. Сами новообрядцы считали Единоверие явлением временным, которое вскоре должно себя изжить после окончательного перехода единоверцев на «новый обряд». Но евхаристическое единение с постреформенной Церковью для староверов невозможно.
Таким образом, Единоверие при всестороннем рассмотрении оценивается нами неоднозначно.
– В интервью «Вестям» митрополит Иларион (Алфеев) высказал надежду, что рано или поздно две Церкви воссоединятся. Возможно ли такое воссоединение?
– Что невозможно человеку – возможно Богу. Мы воздержимся от всяких прогнозов, на всё воля Божия.
– В этом году также состоялся Международный старообрядческий форум, в котором кроме РПСЦ приняли участие представители Древлеправославной Церкви и старообрядцы разных толков. Означает ли это сближение старообрядческих сообществ и что мешает такому объединению?
– Несомненно, Международный старообрядческий форум – это историческое событие, которое способствовало идейному, социальному и человеческому сближению старообрядцев. У нас много общего: общая история, много общих
святых, одни богослужебные книги, единый иконописный канон. У староверов разных согласий гораздо более общего, чем того, что нас разделяет. Однако существующие на сей день межцерковные разногласия делают пока невозможным молитвенное единство.
– Что сегодня представляет из себя старообрядчество в России, в мире? В каких российских регионах живут компактно старообрядцы?
– Существует несколько старообрядческих согласий. Это Русская Православная Старообрядческая Церковь в России и поместная РПСЦ в Румынии, находящиеся между собою в евхаристическом единстве. Русская Древлеправославная Церковь, Древлеправославная Архиепископия, ведущая процесс объединения с РПСЦ. А также Древлеправославная Поморская Церковь, феодосеевское согласие, часовенные, спасовцы. Точное количество старообрядцев в России и мире неизвестно. Утверждают, что в мире нас 1–2 миллиона.
РПСЦ на сегодня – это крупнейшая старообрядческая Церковь. Наши последователи представлены фактически во всех регионах России. Немало приходов РПСЦ и за рубежом, например в Америке, Австралии. Появились полноценные общины с храмами и священниками в таких далёких странах, как Пакистан и Уганда.
– Что может удивить обычного православного человека, привыкшего к литургии Иоанна Златоуста, которая длится 1,5–2 часа, когда он попадает в старообрядческий приход? Как вести себя в приходах РПСЦ обычному
«никонианину»?
– Старообрядческие богослужения совершаются без всяких нововведений и сокращений. Всё строго по древнему уставу, поэтому старообрядческая церковная служба продолжается 4–5 часов, а в праздники и того больше.
Нестарообрядцу в старообрядческий храм (мы говорим о приходах РПСЦ) заходить, конечно же, можно, однако по-своему молиться не дозволяется. Перед входом в храм желательно осенить себя троекратно двуперстным крестным знамением.
В храме можно постоять, не проходя вперёд, понаблюдать за богослужением, а после службы задать вопросы священнику, уставщику или другому лицу, находящемуся в храме.
Благодать Господа нашего Исуса Христа, мир и благоденствие да будут со всеми вами и с нашим православным Отечеством!
Беседовал Андрей Викторович
ПОЛЫНСКИЙ
«Российская газета»